Ви є тут

Відродження традиційних свят та обрядів в сучасних умовах культурного життя Криму.

Автор: 
Узунова Людмила Владимирвна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
0403U001368
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ II
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ПРАЗДНИКОВ И ОБРЯДОВ КАК
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ
2.1. Истоки традиционной обрядово-праздничной культуры
В истории научной мысли о народном творчестве, направления и методы его
изучения составляли фонд народной герменевтики – направления гуманитарных
исследований, ориентированных на трактовку, интерпретацию и комментирование
текста. «Магистральным направлением в мировой этнографии и этнологии во второй
половине XIX столетия становится эволюционизм. Его девиз: ничто не остается в
неизменности. Всё течет и приобретает свои формы. Выдающиеся его представители
в этнологии – Е. Тэйлор, Л. Морган, Дж. Мак-Леннан, Дж. Леббок. В центре
внимания эволюционистов – исследование первобытных культур, различия меду
которыми дают основание судить об истории всей культуры человечества», – пишет
проф. С.И. Грица в своей статье «Становлення і розвиток наукової думки про
народну творчість» [85, 41–42]. Самый авторитетный ученый этого направления Э.
Тэйлор пишет: «Явления культуры разных человеческих сообществ, поскольку они
дают основу для изучения общих начал, представляют выгодный предмет для
исследования человеческой мысли и деятельности… Разные ступени культуры могут
считаться стадиями поступательного развития, каждая из которых является
продуктом прошлого и, в свою очередь, играет определенную роль в формировании
будущего» [342, 18].
Представитель эволюционистической концепции культуры Э. Тэйлор в своих работах
уделил особое внимание духовной культуре: религии, магии, и связанными с ними
обрядами. Термином «анимизм» он обозначил духовное существо, вера в которое
лежит в основе религиозных обрядов и верований, дикарей. Теорию анимизма
развил, обратившись к анализу некоторых ранних форм религиозных верований Дж.
Фрезер в своих работах «Золотая ветвь» (1890 г.), «Фольклор в Ветхом завете»
(1918 г.) и другие [29]. Он один из первых предпринял метод
сравнительно-исторического изучения сюжета Ветхого завета в сравнении с
мифологией других народов и дал науке концепцию эволюционной стадии в
умственном развитии человека: магия, религия, наука.
Значительный шаг в методологии исследования древних культур, был сделан в
начале ХХ в. культорологической школой структурализма, ярчайшим представителем
которой стал французский ученый Клод Леви-Стросс (1908–1990 гг.) – создатель
концепции структурной антропологии. Он исследовал культурную жизнь первобытных
племен, используя метод структурного анализа, и пришел к выводу, что социальные
и культурные нормы жизнедеятельности (правила браков, терминология родства,
тотемизм, маски, мифы, ритуалы и обряды, связанные с ними) представляют собой
особого рода язык культуры первобытного общества. Отвлекаясь от исторического
развития изучаемых первобытных обществ, он ищет то, что было бы общим для всех
культур и всех людей. Его метод приобрел в свое время популярность в США и
нашел свое применение в социологии, антропологии и искусствоведении в 60-е гг.
ХХ в., помогая обнаружить общие для всех народов базисные структуры
человеческой жизни.
Особый интерес для данного исследования представляет распространенная в ХХ в.
культурологическая концепция игровой культуры Иохана Хейзинга (1872–1945 гг.),
которая рассматривает игровое начало как основание всей культуры и считает его
старше самой культуры. Все основные черты игры считает И. Хейзинга,
сформированы еще до возникновения человеческого общества и присутствуют в
игровых ритуалах в поведении животных, впоследствии перешедших в обряды
первобытнообщинного строя человека. По мнению ученого, целые эпохи «играют» в
воплощение идеала, опираясь на деятельность воображения, например, культура
Ренессанса, стремившаяся к возрождению идеала античности, а не к воссозданию
принципиально новых ориентиров. Концепция Иохана Хейзинга применима и к
исследованию процесса возрождения духовной культуры народов Крыма на
современном этапе (приложение Е).
С появления нового направления культурологии ХХ в. – психоаналитическая
концепция культуры, возникает новый аспект исследования первобытной культуры.
Он связан с проблемой анализа путей развития культур Востока и Запада, ролью
биологически унаследованного и культурно-исторического в жизни народа,
выяснением значения мифа, сказок, преданий, сновидений в процессе развития
общества. Представителем этого течения стал швейцарский культуролог Карл Густав
Юнг (1875–1961 гг.), ученик З. Фройда. Он выявил содержание коллективного
бессознательного (относящегося к народам и этносам), кроющееся в памяти
человеческого прошлого и до человеческого животного состояния. Коллективное
бессознательное передается по наследству, в виде родовой памяти зафиксированной
в мифологии, народном эпосе, религиозных верованиях и художественном
творчестве, что составляет основу этнической культуры и может выступать
двигателем процесса ее возрождения [29].
Развитие массовых коммуникаций в конце ХХ в. послужило поводом для формирования
новой концепции в исследовании первобытной культуры, основанной на проблемах
космической роли человечества, единства человека и космоса, морально-этической
ответственности человека в ходе космической экспансии. В этом аспекте к
проблемам эволюции вселенной и роли человека в этом процессе обратился
французский ученый-палеонтолог, философ и теолог Пьер Тейяр де Шарден. Он
стремился синтезировать данные науки и религиозного опыта. Его учения
основываются на пантеизме – отождествление Бога с природой и рассмотрение
природы, как воплощения божества с утверждением духовного начала в