Ви є тут

Жанрово-лінгвістичні особливості темпорально-оповідальної структури художнього тексту (на матеріалі англомовної детективної прози 20 ст.)

Автор: 
Дученко Лариса Володимирівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
0404U001174
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ТЕМПОРАЛЬНО-ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА АНГЛОЯЗЫЧНОГО ДЕТЕКТИВА И ЕЕ ЛЕКСИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ В ТЕКСТЕ

Детективное произведение, как и любой другой литературный текст, содержащий какую-либо фабулу, невозможен без отражения времени описываемых событий. Как справедливо замечает К.А.Андреева, "важнейшими текстовыми отношениями, которые передаются в любом литературном произведении, являются время и пространство [9, 37]. Обратившись к первому из них, а именно, ко времени, согласимся со следующими рассуждениями Е.В.Падучевой: "Из действия нельзя изъять время, если не было момента/отрезка времени, когда произошло событие, значит не было события" [179, 8]. Иными словами, любое событие обязательно имеет свои темпоральные координаты, т.к. оно обязательно произошло в какое-то время. Соответственно, и фабула в целом, рассматриваемая как совокупность отдельных событий, также имеет свои темпоральные координаты. В детективном произведении темпоральная составляющая фабулы играет особую, чрезвычайно важную роль. По словам Х.Перхонен "этот жанр проявляет свой основополагающий структурный принцип через акцентирование, выявление таких элементов сюжета, как последовательность (sequence) и каузативность (causality)" [343, 2].
Особенностью детективной прозы является акцентирование взаиморасположения событий в пределах изображаемого отрезка времени, т.е. здесь важно, как события темпорально соотносятся между собой, что произошло раньше, а что позже, что могло или не могло произойти одновременно. Возвращаясь к определению Х. Перхонен, скажем, что каузативность событий детективного произведения проявляет себя через их временную последовательность.
Временной фактор моделирует сюжетно-фабульную интригу любого детективного произведения, к какому жанровому подтипу оно не относилось бы: классическому, крутому или полицейско-процедурному. Естественно предположить, что соответствующие темпоральные модели будут типологически различаться между собой. В классическом детективе "whodunit" она имеет спиралевидную форму с многократным ретроспективным повторением одного и того же временного отрезка. В крутом детективе временная модель линейна и проспективна, финитно лимитирована, для нее характерен обратный отсчет времени. В полицейском детективе модель линейна, проспективна и равномерно градуирована.
Рассмотрим детальнее каждую из трех типологических темпоральных моделей англоязычного детективного произведения.
2.1. Темпоральная модель классического детектива
Фабульная интрига в произведении классического детективного жанра "whodunit" сводится к следующему. В каком-то месте в какое-то время в прошлом произошло криминальное событие, в котором участвовали преступник и жертва. По законам жанра читателю доступна лишь часть информации об этом событии, недостающую часть он должен получить, прочтя все произведение. Известную часть информации составляют сведения о характере преступления (обычно это убийство), о личности жертвы (пол, возраст, имя, профессия и т.п.), о месте преступления. Неизвестными поначалу являются сведения о времени преступления, о мотивах преступления и, главное, о личности преступника. Эти информационные лакуны заполняются постепенно, через серию многократных текстовых ретроспекций. Число ретроспекций в тексте детективного произведения равно числу подозреваемых и, соответственно, числу версий криминального события. Такое композиционное построение текста детективного произведения обусловлено тематически.
When a man or woman is killed what are the questions the police ask? Opportunity. Where everybody was at the time of the crime? (Chr. ABC, 182)1.
Иными словами, полицию, сыщиков интересует местонахождение каждого подозреваемого во время убийства. В свою очередь, каждый подозреваемый стремится доказать свою непричастность к преступлению. Для этого ему необходимо предоставить следствию алиби, т.е. доказательство того, что он не мог совершить преступление, т.к. в соответствующее время находился в ином месте:
Alibi - a form of defense whereby a defendant attempts to prove absence from the scene of crime.2
Изложение очередной версии произошедшего сопряжено с необходимостью очередного ретроспективного витка повествования. Таким образом, каждая следующая ретроспекция в детективном тексте - это повествование об одном и том же времени, но каждый раз о другом месте и о другом персонаже.
Из вышесказанного становится очевидным, сколь важна темпоральная структура фабульных событий в классической детективной прозе. Это обстоятельство часто становится предметом обсуждения в произведениях соответствующего жанра.
"In a case like this (murder) the police have to fuss about and try to get as complete a picture as possible of the days, sometimes even weeks before the event. Sometimes an apparently irrelevant detail leads to the truth." (St., 184)
Все фабульные события иерархически упорядочены во временном и причинно-следственном плане: что-то происходит после чего-то и является его результатом. Ключевым, доминирующим событием данной структуры является преступление, которое, естественно, имеет темпоральную локализованность, т.к. событие вне времени невозможно. По законам жанра объективная информация о том, когда именно произошло преступление, изначально неизвестна сыщику (и читателю). Время убийства должно быть установлено в ходе расследования. Ошибочное определение этого темпорального показателя ведет к созданию ложных версий, к усложнению интриги, к удлинению цепочки умозаключений, которые должны привести к развязке. Создавая себе алиби, подозреваемые часто прибегают к искажению временных показателей. В результате ложной информации читатель выстраивает ложные версии, возлагая вину каждый раз не на того персонажа, который, в конце концов, оказывается преступником.
Как показывает наше исследование, почти каждое произведение классической детективной прозы содержит сюжетный ход с фальсификацией временных показателей.
"What is a would-be murderer to do? Fake an