РАЗДЕЛ 2. ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХЭКОНОМИСТОВ НА ОСНОВЕ ПРЕДМЕТНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ......722.1. Сущность и структура предметного моделирования...............72 2.2. Модели учебных предметных областей по курсам, формирующим информационную культуру.............................................82 2.2.1. Предметная модель по курсу "Информатика и компьютерная техника".............................................................82 2.2.2. Предметная модель по курсу "Информационное обеспечение анализа данных и прогнозирования в экономике"............106 2.3. Организация учебного процесса по курсам, формирующим информационную культуру.............................................112 2.4. Проверка эффективности формирования информационной культуры132 2.4.1. Организация и методика проведения педагогического эксперимента........................................................132 2.4.2.Анализ результатов педагогического эксперимента.........139ВЫВОДЫ..............................................................................178СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...........................182ПРИЛОЖЕНИЯ......................................................................209СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В наше время Украина решает чрезвычайно важную задачу - переход к рыночной экономике. На основе компьютерных технологий предприятия, учреждения, банки и биржи организуют свою работу, проводят управленческую деятельность и распределяют товары и услуги. Рынок становится в полном смысле этого слова всемирным, и электронный бизнес служит его основой. В рыночной экономике электронная форма представления информации сопровождается активным системным управлением не только при передаче ее по каналам связи, но и в процессах принятия бизнес-решений. Для такой деятельности должны быть подготовленные специалисты высокой информационной культуры.
Стремительное развитие и активное использование в экономике современных информационных и телекоммуникационных технологий требует существенного изменения и в системе профессиональной подготовки будущих экономистов. Особое место в структуре такой подготовки занимают вопросы формирования информационной культуры.
Формирование информационной культуры - это одно из перспективных направлений теории и практики профессионального образования, которое интенсивно развивается, однако большинство исследований и учебно-методических изданий посвящено вопросом формирования информационной культуры учащихся общеобразовательных учебных заведений. Это исследования И.Г. Ветрова [30], О.Н. Гончаровой [52], Ю.А. Жук [87], С.Н. Малярчука [156], В.П. Муляр [176], Е.А. Ракитиной [213], А.Н. Ясинского [259].
Информационная культура, как показали С.Г. Антонова [1], А.А. Витухновская [34], А.П. Ершов [71-75], М.И. Жалдак [76; 79-83], Ю.А. Первин [194], С.А. Христочевский [248; 249], является важным фактором развития каждой личности, она формируется в процессе обучения и профессиональной деятельности посредством информационных компонентов.
Проблеме формирования отдельных компонентов информационный культуры в высших учебных заведениях посвящены исследования: В.Г. Гриценко [57], Л.Л. Коношевского [135], Мартынович Н.Н. [157], Л.Ф. Панченко [190], И.Н. Пустынниковой [211], А.Е. Цыбко [250]. Необходимо отметить, что все они были направлены на профессиональную подготовку будущих учителей. Лишь в работах А.В. Финькова [247], А.Л. Столяровской [232] и Н.Н. Блызнюка [23] предметно рассматриваются вопросы формирования информационной культуры у студентов высших учебных заведений отдельного профиля (соответственно у будущих филологов, педагогов и работников прикладного и декоративного искусства).
Использование в обучении идей и методов искусственного интеллекта применительно к формированию информационной культуры человека обосновано в работах Г.А. Атанова [4], А.М. Довгялло [19; 47; 67], М.И. Жалдака [76; 79-80; 83], Г.С. Поспелова [202-203], Д.А. Поспелова [203-204], И.Н. Пустынниковой [211], Ю.С. Рамского [83; 214-215; 264].
Применением методов формализации и моделирования для описания отдельных компонентов технологии обучения студентов экономического профиля, занимались Р.В. Жариков [85], Ж.В. Иноземцева [96], Д.П. Муравлев [177], Л.П. Овчинникова [181], Н.В. Филимонова [246], которые показали широкие возможности диагностирования параметров и отдельных компонентов личности при формировании информационной культуры.
Отмечая определенный вклад вышеперечисленных авторов, заметим, что в Украине системное исследование проблемы формирования информационной культуры при подготовке будущих специалистов в области экономики, предпринимательства и менеджмента до настоящего времени не проводилось.
Важнейшим фактором перестройки содержания обучения в условиях информатизации образования в ближайшие годы будет оставаться введение в учебные планы высших учебных заведений дисциплин, которые формируют основы информационной культуры. Вместе с тем есть все основания
полагать, что в перспективе информатизация может оказать и более глубинное влияние на систему образования. По мере развития информатизации накопленных человеческих знаний и опыта деятельности произойдет радикальный пересмотр традиционной предметной структуры содержания образования, отвечающей современным требованиям и представлениям о системе научного знания в индустриальном обществе (А.А. Кузнецов [141], О.К. Филатов [244-245]).
Анализ отечественного и зарубежного опыта дает возможность констатировать тот факт, что проблема формирования информационной культуры будущих экономистов не достаточно разработана. Прослеживается несоответствие между социальной значимостью усовершенствования качества профессиональной подготовки будущих экономистов и уровнем сформированности их информационной
- Київ+380960830922