РАЗДЕЛ 2
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЫНКА ИНФРАСТРУКТУРНЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ
ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
2.1. Институциональные формы организации рынка инфраструктурных услуг и его
субъектный состав
В институциональном аспекте рынок инфраструктурных услуг выступает своеобразным
экономическим интегратором, объединяющим во времени и пространстве
разнообразные социально-экономические процессы и извлекающим эффект путем
использования системных мультипликативных эффектов.
Рынок инфраструктурных услуг (РИУ) представляет собой совокупность
социально-экономических отношений, возникающих между производителями
(продавцами) и потребителями (покупателями) в процессе купли-продажи базовых
услуг, которые обеспечивают бесперебойное функционирование и взаимодействие
субъектов рыночной экономики [49, с. 16].
Рынок инфраструктурных услуг является социально-экономическим комплексом,
работа которого осуществляется в соответствии с рыночными законами,
национальной спецификой, территориальной масштабностью.
Сферы, относящиеся к инфраструктуре, обычно считались объектом государственной
деятельности и отождествлялись с понятием «естественная монополия». Режим
естественной монополии является исключительным и представляет собой
разновидность государственного регулирования экономики. С экономической точки
зрения исключительность означает выведение отдельных сфер хозяйствования из-под
влияния сугубо рыночных, конкурентных механизмов саморегулирования, а с
правовой – в обоснованном ограничении действия принципа свободы экономической
деятельности с целью реализации и защиты публичных интересов путем
государственного регулирования. Поэтому установление соответствующего
монопольного режима означает введение особого положения в отдельном секторе
экономики, что невозможно представить без экономических и
юридических оснований.
Сложность и противоречивость, имманентно присущие явлению естественной
монополии, объективно обуславливают необходимость формирования механизма
государственного регулирования и эффективного контроля ее субъектов, разработки
действенных мер защиты потребителей от диктата и произвола производителей. Как
показывает зарубежный и отечественный опыт, конечный результат регулирования и
его качество определяются, главным образом, многими факторами законодательного
и исполнительного характера. В частности, практический эффект регулирования
прямо зависит от совершенства нормативно-законодательной базы, способной
обеспечить наличие исчерпывающих и четких «правил игры» не дискриминационного
характера с целью стимулирования высокой эффективности и необходимой
стабильности не только на соответствующем рынке, но и в масштабе всей
хозяйственной системы страны.
Построение системы государственного регулирования и контроля за деятельностью
субъектов рынка инфраструктурных услуг в Украине связано, прежде всего, с
действием Закона Украины «О естественных монополиях» [50], а также других
специальных отраслевых законов и нормативно-правовых актов [51–60] (Законы
Украины «Об электроэнергетике», «О транзите грузов», «О телекоммуникациях», «О
банках и банковской деятельности», «О финансовых услугах и государственном
регулировании рынков финансовых услуг»; «Положение о Национальной комиссии по
вопросам регулирования электроэнергетики Украины», «Положение о Государственном
комитете Украины по жилищно-коммунальному хозяйству», Постановление Верховной
Рады Украины от 18.03.1999 г. № 512 «Об оплате жилищно-коммунальных услуг»,
Правила пользования электрической энергией для населения, утвержденные
постановлением Кабинета Министров Украины от 26.07.1999 г. № 1357,
Постановление КМУ «Об утверждении перечня платных услуг, предоставляемыми
подразделениями Государственной автоинспекции Министерства внутренних дел» от
23.05.2001 г. № 556 и др.)
Оценивая действие Закона «О естественных монополиях» можно сказать, что он
является первым актом целостного законодательства общегосударственного значения
в сфере регулирования рынка инфраструктурных услуг. Закон призван установить
четкие, «прозрачные» и совершенные правовые начала, которые должны быть
достаточно гибкими при применении мер государственного влияния по
предотвращению проявлений монополизма на рынке инфраструктурных услуг со
стороны субъектов хозяйствования.
Действие Закона о естественных монополиях распространяется на строго
определенные сферы хозяйствования, а именно:
транспортировка нефти и нефтепродуктов по трубопроводам;
транспортировка газа трубопроводами;
передача электрической и тепловой энергии;
водоснабжение и водоотведение;
железнодорожные перевозки;
услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
услуги общедоступной электрической и почтовой связи.
Характерно, что сфера действия Закона «О естественных монополиях»
распространяется не только на экономические отношения, возникающие на
соответствующих товарных рынках, но и на те, которые формируются на смежных
рынках при участии субъектов естественных монополий. Законом четко установлены
экономические и технологические границы рынков естественных монополий и смежных
рынков. При этом в законодательстве не называются непосредственно хозяйствующие
субъекты – юридические лица, деятельность которых подлежит жесткому
государственному регулированию и контролю. Их перечень определяется
регулирующими органами. Таким образом, основой регулирования является
осуществление конкретным предприятием какого-либо из отмеченных в Законе видов
деятельности.
В соответствии с Законом «О естественных монополиях», основны
- Київ+380960830922