Ви є тут

Формування комунікативних умінь і навичок учнів гуманітарних ліцеїв на уроках риторики

Автор: 
Курінна Алла Феліксівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
0405U002089
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У
СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ШКОЛАХ НОВОГО ТИПА
2.1. РИТОРИКА В ДЕЛОВЫХ ИГРАХ, ЗНАЧИМОСТЬ ДЕЛОВЫХ И РОЛЕВЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ
ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Особенно продуктивно усваивается и воспринимается учебный материал по риторике
во время ролевых и деловых игр. Для того чтобы ученик мог успешно
проанализировать и разрешить речемыслительную ситуацию, он должен владеть
достаточным теоретическим багажом, у него должны быть сформированы определенные
умения и навыки.
Деловая игра способствует отработке у играющих умений ориентироваться в
жизненных ситуациях, тренирует их способности к выбору оптимальных решений из
альтернативных возможностей, развивает у них ответственность за принимаемые
решения и прогностические потенции по определению их возможных последствий.
Учебная информация, которой обеспечиваются ученики на занятиях, предшествующих
деловой игре, должна быть не просто передана через лекции и беседы, – должно
состояться принятие этой информации каждым ребенком, ибо для моделирования,
правильного выполнения взятых на себя ролей необходимыми являются теоретические
знания, владения комплексом коммуникативных умений и навыков.
Уяснив обучающее назначение деловых игр, следует определить, какие изменения
должны произойти в знаниях, умениях и навыках учащихся, то есть необходимо
знать, что мы имели до игры и что после намерены получить в результате ее
проведения.
Управление деловой игрой имеет свою специфику. Раскованность, проявление
массовой инициативы, элементы состязательности, азарт во время игры, создают
определенные сложности для ведущего. Обязательным условием успешного проведения
деловой игры являются установление равноправных, доверительных,
доброжелательных отношений между ее участниками, что позволяет ослабить
внутренний психологический барьер.
Деятельность участников игры оценивается по трем уровням: деловому,
коммуникативному, этическому. Деловой уровень отражает степень подготовки,
усвоения материала и профессиональные знания слушателей. Коммуникативный
уровень учитывает культуру речи, лаконичность, логику в ответах, то есть
коммуникативные качества речи. Этический уровень включает манеру поведения,
умение объяснять или доказывать терпеливо и тактично, отвечать корректно,
успешно использовать невербальные средства воздействия на аудиторию.
Деловые игры относятся к категории наиболее сложных форм групповых занятий.
Практика показывает, что недостаточно подготовленные игры скорее приносят вред,
чем пользу. Следовательно, они требуют тщательной разработки и подготовки.
Широкое использование дискуссионных форм работы раскрывает возможность для
обмена мнениями по изученным проблемам, выявления совпадения или расхождения в
интерпретации тех или иных теоретических идей, степень отработки и шлифовки
коммуникативных умений и навыков на психолингвистическом уровне.
Деловые и ролевые игры сосредоточены на формировании тех качеств ума, которые
являются реальными условиями ответственного речевого поведения гражданина
открытого правового общества. Эти фундаментальные качества описаны академиком
И. П. Павловым в двух публичных лекциях, прочитанных им в Петрограде в 1918
году. С.Ф.Иванова вычленила из учения И.П.Павлова «Об умственных способностях
науки» восемь качеств ума, которые на протяжении всего курса, начиная с первых
шагов обучения, стоят в центре внимания преподавания риторики и на развитие
которых направлены основные упражнения, приемы, задания, а в большей степени –
деловые и ролевые игры.
«Чрезвычайное сосредоточие мысли на предмете осмысления».
«Стремление мысли прийти в непосредственное общение с действительностью», т. е.
выбор правильной методики осмысления и нахождение слов, адекватных мысли, а
также стремление самостоятельно проверить на практике достижения работы мысли.
«Абсолютная свобода мысли» и полное уважение к инакомыслию, интерес к
противоположной точке зрения.
«Привязанность мысли к той идее, на которой вы остановились», но предполагающая
не догматизм и поклонение, а «абсолютное беспристрастие».
«Обстоятельность, детальность мысли… воплощение различных условий, степени,
меры, веса, числа. Вне этого действительности нет».
«Стремление научной мысли к простоте и ясности. Простота и ясность – это идеал
познания».
«Стремление к истине». Это стремление имеет две стороны, два акта: «Во-первых,
стремление к приобретению новых истин, любопытство, любознательность. А другое
– это стремление постоянно возвращаться к добытой истине, постоянно убеждаться
и наслаждаться тем, что ты приобрел, есть действительно истина, а не мираж».
«Покорность истине», или глубочайшее уважение к добытым людьми знаниям и к
самим этим людям [91, с.26] ».
Стремясь развивать данные качества человеческого ума, речевые умения и навыки,
мы разрабатывали поэтапную программу обучения риторике с опорой на практические
занятия. Деловые и ролевые игры – удачная форма проведения уроков-практикумов.
Ведущими принципами ролевых и деловых игр являются общая деятельность,
совместная творческая поисковая работа, определяющая проявление инициативы
учащихся, товарищеская забота и взаимопомощь во время работы, речевая культура
и культура общения. [73]
Деловые игры решают целый ряд практических задач, которые выражаются в умениях:
вести беседу на любые темы, которые составляют круг компетентности культурного
человека (исторические, философские, общественно-политические,
социально-бытовые, деловые и прочие);
слушать и слышать оппонента, в корректной форме задавать вопросы разных типов,
вести разговор, дополняя и расширяя тему беседы и