РАЗДЕЛ 2
ХРОНОНИМИЯ КАК СИСТЕМА.
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ХРОНОНИМОВ
2.1. Элементы хрононимной системы
Рассматривая функционирование хрононимов, следует определить его как
функционирование хрононимной системы. Под последней мы понимаем совокупность
хрононимов, отражающих историю и культуру данного народа или человечества в
целом и бытующих в определенный период времени. Поскольку анализ любой системы
можно производить в трех различных аспектах: а) как совокупности элементов; б)
как совокупности отношений между элементами; в) как связного целого, т.е. как
согласованной совокупности элементов и отношений [87, с.24], рассмотрим
хрононимную систему с подобных позиций: на уровне элементов, отношений и
целого. Элементами, характеризующими хрононимную систему, являются: разряды
хрононимов, типы этих имен, модели (типы конструкции) хрононимов.
Разряды хрононимов выделяются в зависимости от языкового материала
(ономастического и аппелятивного), участвующего в их формировании:
отантропонимные хрононимы (антропохрононимы), оттопонимные хрононимы
(топохрононимы), отартионимные (артиохрононимы) и отапеллятивные хрононимы.
Антропохрононимы образуются от форм личных имен и фамилий. Это, например,
наименования дней (недель), посвященных памяти святых, или исторических
периодов: Афанасьев день; Федосей-весновей; "золотой век" Екатерины;
пугачевщина; Петровица. Отантропонимные хрононимы составляют большую часть
массива исследуемой лексики (3 015 хрононимов) 2492 единицы (82,7%).
Образование оттопонимных хрононимов связано с названиями географических
объектов (стран, городов, местностей, водных источников). Примерами
топохрононимов могут служить наименования войн – по местности, в которой они
проходили (крымская война; новгородская война), или в зависимости от того,
против кого они велись (финская война; японская война), а также названия
конференций, встреч – по месту их проведения (Брестский мир; Женева,
Беловежье). К оттопонимным относятся также наименования некоторых религиозных
праздников, мотивированные ойконимами или гидронимами: память Казанской иконы
Пресвятой Богородицы (Казанская); Донская; Иордань. Удельный вес топохрононимов
в исследуемом материале невелик: 60 единиц (2%).
Материалом для образования отапеллятивных хрононимов стал широкий пласт
апеллятивной лексики. Возникновение отапеллятивных хрононимов народно-бытового
происхождения тесно связано с особенностями культуры и быта народа: Радуница;
Колядки; красильная суббота; бабский праздник. Часть хрононимов данного разряда
восходит к событиям Священной истории и может быть названа агиографическими
отапеллятивными хрононимами (от греч. агиос ‘святой’). Последние обычно именуют
религиозные праздники, памятные даты и посты: Вознесение, Спас, Великий пост,
Благовещение. Ряд имен, образованных от апеллятивов, мотивирован историческими
событиями и может быть назван историческими отапеллятивными хрононимами (рус.
"Оттепель", XX съезд, перестройка; укр. Гетьманщина, Відлига, англ. The
Bloodless Revolution). Отапеллятивных хрононимов в материале исследуемой
лексики насчитывается 441 единица (14,6%).
Анализ канонических форм хрононимов, зафиксированных в виде списка в
"Православном церковном календаре" [123], позволил нам выделить разряд
хрононимной лексики, образованной от имён произведений иконописи (артионимов).
Хрононимы этого разряда можно назвать отартионимными: память иконы "Споручница
грешных" (7/20.III); память иконы "Целительница" (18.IX/ 1/X); память иконы
"Нечаянная Радость" (9/22.XII). В отличие от наименований икон, восходящих к
топонимам (хрононимы, образованные от таких названий мы относим к оттопонимным:
память Владимирской /Иверской/ Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы), данные
артионимы образованы от апеллятивов и оформляются с помощью кавычек. В объеме
анализируемой лексики они составляют 22 единицы (0,7%).
Говоря о разрядах хрононимов, следует отметить, что ряд имен принадлежит
одновременно к нескольким разрядам: Обретение Главы Иоанна Предтечи –
отантропонимно-апеллятивный хрононим; Положение Ризы Господней в Москве –
оттопонимно-апеллятивный хрононим; Освящение храма великомученика Георгия в
Киеве – оттопонимно-антропонимный хрононим (вторая часть терминов отражает
преимущественную принадлежность хрононима к тому или иному разряду).
Тип хрононима определяется сферой функционирования имени, восходящего к тому
или иному источнику: агионимный (Обретение главы Иоанна Предтечи),
общественно-политический (Петровское время) и разговорно-бытовой (Кривые огурцы
) типы хрононимных наименований. Критерием отнесения хрононимов к тому или
иному типу может служить и наличие компонентов его конструкции (полная или
трансформированная конструкция имени). Так, агионимный тип хрононима
характеризуется не только сакральной природой входящих в его состав элементов,
но и официальной (церковной) сферой употребления онима, представленностью всех
компонентов его конструкции: Происхождение (Изнесение) древ Креста Господня -
хрононим агионимного происхождения, агионимный тип; но: Первый Спас, мокрый
Спас, Спас-на-воде – хрононим агионимного происхождения, разговорно-бытовой
тип. Аналогично: Сретенье Господне – Сустретьев день; Воздвижение Креста
Господня – Сдвижки.
Подобным противопоставлением типов наименований характеризуются и хрононимы
исторического происхождения. Общественно-политический тип: гражданская война,
(первая) мировая война; Совещание по миру и безопасности в Европе (г.
Хельсинки); встреча глав государств СССР и США в Женеве, Рейкъявике а
разговорно-бытовой т
- Київ+380960830922