раздел 2. Общая характеристика методов исследования
и контингентов обследования
Методология и методы исследования
2.2. Методы исследования
Для проведения исследования были использованы следующие методы: клинический,
клинико-психопатологический, клинико-эпидемиологический,
экспериментально-психологический, социометрический,
электронейрофизиологический, методы параметрической и непараметрической
статистики и структурно-функционального анализа.
Для проведения исследования были разработаны соответствующие учетные документы:
Форма А. Паспортные данные, соматические диагнозы, по поводу которых больной
был обследован, характер обследования, длительность данного состояния,
некоторые аспекты отношения больного к своему состоянию, динамика расстройства,
семейный, трудовой, социальный статус, особенности внутрисемейных отношений
обследованного, обращение за психиатрической помощью и к представителям
нетрадиционной медицины, особенности самолечения и т.д. фиксировались
экспериментатором по данным собеседования и контролировались путем сбора
объективного анамнеза[70,71].
На том же бланке фиксировались жалоба больного и коммуникативные особенности их
предъявления. Данный бланк заполнялся только на лиц, которые входили в основную
группу.
Форма Б. Для изучения личностных и нейропсихологических особенностей больных
СФР нами была разработана специальная батарея психологических тестов,
направленных на выявление данных особенностей. В состав батареи вошли следующие
методики: тест Айзенка. Для регистрации ответов исследуемых мы разработали
специальную карту обследования, при этом придерживались рекомендаций Л.Ф
Бурлачука и С.М. Морозова[34].
Тест Томаса.
Допуская наличие взаимосвязи между формированием клинической картины
конкретного СФР у данного пациента с его коммуникативными особенностями, мы
должны изучить стиль решения разных проблем данной личностью, допуская
определенную коммуникационную некомпетентность такого пациента. Опросник,
разработанный К. Томасом, предназначенный для определения лучших способов
решения конфликтов. Предусматривает следующие их варианты: соперничество,
сотрудничество, компромисс, избежание и приспособление.
Обследуемому предъявлялась следующая инструкция: "Предлагаемый Вашему вниманию
опросник состоит из двойных высказываний: А и Б. Внимательно прочитав каждое
высказывание, выберите то, что в большей мере отвечает тому, как Вы обычно
поступаете и действуете".
Опросник состоит из 60 утверждений, сгруппированных попарно (30 пар),
максимальный показатель за каждой шкалой 12, сумма показателей всех шкал всегда
равняется 30 [34,116,212,246].
Опросник EPQ (Eysenck Personality Questionaire) [265]
Представляет собой последний вариант Маудслейского опросника (1969)
предложенный Айзенком. Имеет особенное значение для сопоставления результатов
собственных исследований с работами других авторов, что особенно актуально
исходя из предположения о высокой внутренней негомогенности СФР и наличии
разногласий в подходах к их диагностике в учреждениях общесоматического и
психиатрического профилей.
Предназначен для изучения индивидуально-психологических особенностей личности с
целью диагностики уровня выразительности свойств, которые были определены
Айзенком как основные компоненты личности, которые отвечают шкалам опросника:
нейротизм (ретестовая надежность 0.74-0.92), экстра-интраверсии (ретестовая
надежность 0.80-0.92) и психотизма (ретестовая надежность 0.51-0.86). Опросник
состоит из 101 вопроса, один из которых буферный, содержит закрытые вопросы,
которые допускают как ответ утверждения "да" или нет". Максимальный показатель
по каждой из трех шкал отвечает 25. Еще 25 вопросов составляют так называемую
шкалу лжи (ретестовая надежность 0.61-0.90).
Уровень нейротизма до 12 балов расценивался как низкий; 12-15 балов - умеренно
выраженный; 16-19 - выраженный; над 19-ты балов - значительно выраженный.
Показатели экстра-интраверсии интерпретировались за общепринятой шкалой:
1-13 балов – интровертированность (1-4 - значительно выраженная, 5-9 -
выраженная, 10-13 - умеренно выраженная).
14-24 бала – экстравертированность ( 14-17 - умеренно выраженная, 18-22 -
выраженная, 23-24 - значительно выраженная).
При превышении 5 балов по шкале неправды ответа считались необъективными.
Для изучения особенностей психоэмоционального состояния больных, их отношение к
болезни, степени психической и социальной дезадаптации также был использован
блок экспериментально-психологических методик, в том числе модифицированных и
специально разработанных для решения поставленных заданий. [29]
Для изучения оценки больными своего самочувствия, активности и настроения
применен тест дифференциальной самооценки функционального состояния (САН),
построенный на принципах полярных профилей Ч. Осгуда - СДФ. [79].
Соответственно инструкции, показатели самочувствия ниже 5,4 бала, активности -
5,0 бала, настрою - 5,1 бала расценивались ниже нормы.
Для определения уровня тревожности как свойства психики и состояния больных
использованы шкалу личностной и реактивной тревожности C.D.Spielberger,
адаптированную Ю.Л. Ханиным [246].
На основании данных авторов уровень тревожности менее 31 бала расценивался как
низкий, 31-45 балов - умеренный, свыше 45 балов - высокий.
Для изучения особенностей реагирования на заболевание больных с соматические
заболевания применен личностный опросник Санкт-петербургского
психоневрологического института им. В.М. Бехтерева - ЛОБИ, что позволяет
диагностировать 12 типов отношения к болезни, которые Л.И. Вассерман с
соавторами объединяют в 3 блока за степенью и характером социа
- Київ+380960830922