Раздел 2
моделирование процессов адаптивного
планирования на промышленных предприятиях
2. 1 Моделирование процессов объемного планирования
Современные тенденции развития подходов к управлению предприятиями
характеризуются образованием различных объединений предприятий, основанных на
единых правах собственности, слиянием в корпорации либо напротив – выделением в
рамках предприятий центров финансовой ответственности, автономных подразделений
и т.п. Все это требует рассмотрения процессов объемного планирования в рамках
предприятия с учетом индивидуальных возможностей и критериев подразделений.
Проблемам моделирования процессов планирования деятельности на предприятиях
посвящены работы [7, 12, 38, 44, 53, 54, 59, 88, 93, 120, 123, 124, 136-164].
Аспекты адаптивного планирования освещены в работах [30, 31, 66, 74, 75, 83,
84, 96, 97, 99, 101-103, 118, 130-135].
Как упоминалось ранее (п. 1.2) система планирования производственной
деятельности промышленных предприятий включает в себя следующие блоки:
предварительное планирование объемов производства и продаж на год, квартал на
базе стратегического видения будущего предприятия с целью получения
максимального дохода от производственной деятельности в планируемом периоде;
календарное (оперативное) планирование производства и товарного выпуска,
обеспечивающее максимальную скорость движения оборотных средств в цепочке
«производство – снабжение - сбыт» за счет сокращения сверхнормативных заделов
незавершенного производства и запасов ТМЦ, остатков нереализованной готовой
продукции;
внутрицеховое планирование и организация исполнения планов, обеспечивающие
минимизацию издержек производства, максимальную загрузку уникального
оборудования, выполнение плановых заданий «точно в срок» на основе
сменно-суточного планирования наборов плановых заданий по участкам и
производственного (управленческого) учёта, играющего роль обратной связи от
функций исполнения для мониторинга текущего состояния, регулирования хода
производства.
Рассмотрим базовые методы и принципы создания системы планирования
производственной деятельности промышленных предприятий.
Предварительное планирование объемов производства товарной продукции на год,
квартал. На этой стадии разрабатывается укрупненный план производства продукции
в разрезе товарно-номенклатурных групп в валовых объемах и денежном выражении
на год с распределением по кварталам (план производства и продаж).
Кампания по предварительному годовому планированию начинается за 6 месяцев до
начала планируемого года, а по предварительному квартальному планированию - за
4 месяца до начала планируемого квартала.
Годовые планы производства товарной продукции являются жизненно важным звеном
между процессом стратегического планирования и детальным планированием и
исполнительской системой предприятия. Он обеспечивает механизм для
своевременного формирования и согласования планов предприятия в области сбыта,
финансов, развития новых продуктов, производства, снабжения и т.д.
Формирование оптимальных вариантов планов предприятия, их оптимальное
распределение по составляющим временным плановым периодам, оптимизация
размещения отдельных заказов по цехам с учетом максимальной предметной
специализации обуславливают необходимость использования
экономико-математических методов управления.
Для заданного периода планирования определяются начальные стратегические
условия в виде системы ограничений на производственные ресурсы и пропорции
объемов производства продукции по номенклатурам и экспортным поставкам.
Необходимым условием качественной разработки плана является принятие более
высоких по сравнению с предыдущим периодом плановых показателей.
На основе принятых к производству и вероятных заказов, а также нормативов
трудоемкости, учитывая заданные ограничения, рассчитывается оптимальный по
принятому набору критериев номенклатурный план объемов товарного выпуска
продукции по рынкам сбыта и загрузки цехов таким образом, чтобы в заданном
периоде планирования достигался максимальный товарный выпуск продукции и
максимальная загрузка уникального высокопроизводительного оборудования.
Расчеты номенклатурного плана объемов товарного выпуска выполняются на основе
математической модели, которая обеспечивает оценку включения объектов
планирования в проект плана для последующего принятия решений по оптимальному
набору портфеля заказов, выработки мер по снижению трудоемкости объектов плана,
расчетов загрузки каждого цеха и прогнозирования денежных потоков.
На данном этапе планирования решается задача достижения сбалансированной с
ключевыми ресурсами и согласованной между подразделениями производственной
программы предприятия по типам продукции и по основным потребителям на
основании маркетингового прогнозирования спроса с детализацией по принятым к
производству и вероятным заказам.
Укрупненное объемное планирование позволяет определить наилучший финансовый
результат от набора принятых и вероятных заказов, оптимальную загрузку
производственных мощностей и рациональное использование трудовых ресурсов.
Анализ рассчитанного варианта плана осуществляется по следующим формам:
1. Проект плана на год, квартал по предприятию (с итогами по номенклатурам и
регионам – рынкам сбыта);
2. Сопоставительная таблица к плану производства (сравнение с объемами
производства прошлых лет);
3. Анализ выполнения плана на год;
4. Дозапуск к плану производства на год.
Данные рассчитанных плановых и аналитических документов предназначены для
информационной поддержки формирования плана товарного выпуска
- Київ+380960830922