РАЗДЕЛ 2
РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ФОРМАЛИЗОВАННОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
УПРАВЛЕНИЯ
РИСКАМИ ПРОЕКТОВ
2.1. Финансирование управления проектными рисками
Под финансированием управления проектными рисками будем понимать поиск и
мобилизацию денежных средств и материальных ресурсов для проведения
превентивных мероприятий по предотвращению или снижению рисков, для ликвидации
последствий наступивших рисков проекта, для обеспечения функционирования
риск-менеджеров.
Существуют следующие основные виды финансирования проектных рисков [32, 111,
112]:
1) Дособытийное финансирование.
Подразумевает отвлечение части денежных средств и ресурсов проекта на
осуществление организационных и управленческих мероприятия по снижению рисков,
на формирование целевых резервных фондов самострахования, на уплату взносов
страховым компаниям.
2) Послесобытийное финансирование.
Происходит в случае наступления проектных рисков, как необходимость компенсации
возникших потерь. Ликвидацию последствий проектных рисков осуществляют за счет
денежных средств страховых компаний, предварительно сформированных резервных
фондов самострахования, собственных финансовых ресурсов проекта, специальных
государственных дотаций на случай наступления чрезвычайных ситуаций,
привлеченных банковских кредитов на непредвиденные обстоятельства.
3) Текущее финансирование.
Состоит из административных затрат на обеспечение функционирования
риск-менеджеров, организацию мониторинга неблагоприятных событий проекта, на
оплату работы экспертов и различных услуг консалтинговых компаний.
Рассмотрим соотношение отдельных видов финансирования проектных рисков,
структуру затрат при использовании различных методов управления рисками
проектов:
1) Снижение, избежание рисков.
Проводят финансирование предупредительных мероприятий по снижению воздействия
рисков, которые позволяют уменьшить вероятность возникновения неблагоприятных
событий проекта или ограничить потери в случае их наступления. Однако, все
затраты на ликвидацию последствий в случае наступления проектных рисков
осуществляют из собственных финансовых ресурсов проекта, достаточное количество
которых на данный момент может отсутствовать.
Уровень административных расходов на проведение исследований по оценке и
анализу рисков, мероприятий реагирования на проектные риски, поддержание работы
риск-менеджеров проекта является средним.
2) Распределение, передача рисков.
Осуществляют финансирование дополнительной премии за риск тому предприятию
участнику проекта, которое взяло соответствующие обязательства по воздействию
на конкретный проектный риск. Однако при этом вероятность возникновения данного
проектного риска и его возможные потери не уменьшаются. Кроме того, последствия
наступившего проектного риска могут превысить возможности по реагированию на
риски предприятия участника проекта, которое взяло на себя ответственность за
данный риск, и потребовать дополнительных затрат на его ликвидацию.
Административные расходы при передаче рисков минимальны, так как основная
работа по оценке и анализу неблагоприятных событий, реагированию на
соответствующие проектные риски перекладывается на предприятие участника
проекта. Риск-менеджеры обеспечивают поддержание и периодический контроль
договоров с предприятиями участниками проекта, взявших ответственность за
конкретные проектные риски.
3) Самострахование, сохранение рисков.
Осуществляют финансирование формирования специальных резервных фондов
самострахования на ликвидацию последствий наступивших проектных рисков. В
отдельных предусмотренных законодательством случаях затраты на создание таких
фондов могут быть отнесены на себестоимость продукции предприятия, что,
безусловно, выгодно.
Однако при этом вероятность возникновения проектных рисков и их возможные
потери не уменьшаются. Если же потери вследствие наступления проектных рисков
превысят некоторый запланированный в резервном фонде уровень, то менеджерам
проекта придется искать и привлекать дополнительные средства на ликвидацию
последствий наступивших проектных рисков. Кроме этого, средства, привлекаемые
на создание резервных фондов самострахования проектных рисков, изымаются из
оборота и обеспечивают меньшую доходность, что приводит к уменьшению размера
будущей прибыли от реализации проекта. Величина резервных фондов
самострахования проектных рисков уменьшается со временем под воздействием
инфляции и других финансовых рисков.
Уровень административных расходов на функционирование риск-менеджеров является
высоким, так как необходимо проводить тщательную оценку и анализ проектных
рисков, привлекать экспертов для получения различных консалтинговых услуг,
распределять средства из резервных фондов самострахования на ликвидацию
последствий наступивших проектных рисков.
4) Страхование рисков.
Осуществляют финансирование на уплату определенных взносов в страховую
компанию, которая приняла обязательства по компенсации потерь в случае
наступления застрахованных проектных рисков. Размер страхового взноса обычно не
превышает нескольких процентов от величины страховой суммы, на которую был
застрахован конкретный проектный риск. Потери в случае наступления проектных
рисков, переданных на страхование, возмещаются из фондов страховой компании.
Однако при этом вероятность возникновения проектных рисков и их возможные
потери не уменьшаются. Величина потерь в случае наступления застрахованного
проектного риска может быть больше, чем выплаченная страховая сумма и все
убытки свыше оговоренных пределов компенсируют из собственных финансовых
ресурсов, выде
- Київ+380960830922