РАЗДЕЛ 2
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА КАЧЕСТВА научно-техническиХ программ
РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА
2.1. Понятие качества программы и его составляющие
2.1.1. Определение качества и требований к его обеспечению в государственных
стандартах
Сегодня на Украине приняты к действию Государственные стандарты серии «ISO
9000:2000, IDT: Системы управления качеством». Приведем некоторые термины,
принятые в стандартах, и используемые далее в работе.
“Качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности
удовлетворять установленные и предполагаемые потребности” [146]. В
соответствии с этим определением качество программы должно определяться рядом
показателей, характеризующих объект на сегодняшний момент и на период
планирования. Обычно потребности переводятся в характеристики на основании
установленных критериев. Потребности могут включать эксплуатационные
характеристики, функциональную пригодность, надежность.
Таким образом, качество сложного проекта или программы является комплексным
понятием, включающим в себя качество формирования и реализации программы, а
также качество ее функциональных компонентов [51].
Оперативное управление качеством – методы и вид деятельности оперативного
характера, используемые для выполнения установленных требований к качеству.
Оперативное управление качеством включает методы и виды деятельности,
направленные как на текущее управление процессом, так и на устранение
краткосрочных причин неудовлетворительного функционирования на всех этапах
«петли качества» для достижения экономической эффективности. «Петля качества»
подразумевает влияние результатов выполнения этапов жизненного цикла по
разработке продукции на последующие этапы и, следовательно, необходимость
оценки качества результатов на каждом этапе. Обеспечение качества – все
планируемые и систематически осуществляемые в рамках системы качества виды
деятельности, которые необходимы для создания достаточной уверенности в том,
что объект будет выполнять требования к качеству. В стандартах уделяется
внимание особенностям обеспечения качества на основных этапах жизненного цикла:
при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании [146].
Процесс – совокупность взаимосвязанных ресурсов и деятельности, которая
преобразует входные элементы в выходные. Под “процессным подходом” понимают
применение в границах организации системы процессов вместе с их определением и
взаимодействиями, а также управление ними. Если этот подход применяют в
границах системы управления качеством, он позволяет:
- получать результаты функционирования процесса и его эффективности;
- постоянно улучшать процессы на основе объективных измерений.
В стандартах выделены следующие аспекты качества продукции [146]:
качество, обусловленное определением потребности в продукции,
качество, обусловленное проектированием,
качество, обусловленное соответствием конструкции заложенным в продукцию
характеристикам.
Системы управления качеством могут оказывать содействие организациям в
повышении удовлетворенности заказчиков. Заказчики требуют продукцию,
характеристики которой удовлетворяют их потребности [147]. Потребности
оформляются в виде технических условий на продукцию и определены как требования
заказчиков.
В стандартах уделено внимание контролю системы качества, важным элементом
которой является проверка (аудит) [148]. Проверка может производиться самой
организацией или по ее поручению (первая сторона), потребителями продукции
(вторая сторона – заказчики или их представители) или независимыми лицами
(третья сторона - компетентные органы по сертификации). Осуществляемая второй
или третьей сторонами проверка дает более высокую степень объективности с точки
зрения потребителя. Аудит, осуществляемый первой стороной, называют
«внутренним», аудит, осуществляемый второй или третьей стороной, называют
«внешним». Для внутреннего аудита разработана процедура самооценки.
Стандарты предусматривают четыре ситуации, в которых применяют системы
качества:
получение указаний по управлению качеством,
контракт между первой и второй сторонами,
утверждение или регистрация, проводимые второй стороной,
сертификация или регистрация, проводимые третьей стороной.
Обращаться к стандартам предприятию следует в случае необходимости
доказательства своей способности так управлять процессами проектирования и
производства продукции, чтобы она отвечала всем установленным требованиям [64].
Во второй ситуации заказчик может быть заинтересован в некоторых элементах
системы качества предприятия, влияющих на способность поставщика выпускать
продукцию, постоянно соблюдая требования к ней, а также влияющих на связанный с
этим риск.
Для реализации задач в области качества должны быть разработаны и введены в
действие методики, координирующие различные виды деятельности. Методики должны
содержать простые, однозначные и понятные формулировки и устанавливать методы и
критерии оценки работы [149, 150].
Выделены факторы качества, связанные с продукцией и процессами:
сложность проектирования,
законченность и стабильность конструкции продукции,
сложность процесса производства.
По завершении каждого этапа разработки проекта должен планироваться и
проводиться официальный, систематизированный и критический анализ результатов
проектирования. Должны выявляться и прогнозироваться источники возникновения
трудностей и несоответствий, а также инициироваться проведение корректирующих
действий, обеспечивающих соответствие окончательного проекта и соответствующих
данных требованиям потребителя. Объем и степень жесткости проводимых исп
- Київ+380960830922