Ви є тут

Методологічні основи системного аналізу якості проектів та програм розвитку виробництва

Автор: 
Малєєва Ольга Володимирівна
Тип роботи: 
Дис. докт. наук
Рік: 
2003
Артикул:
3503U000510
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА КАЧЕСТВА научно-техническиХ программ
РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА
2.1. Понятие качества программы и его составляющие
2.1.1. Определение качества и требований к его обеспечению в государственных
стандартах
Сегодня на Украине приняты к действию Государственные стандарты серии «ISO
9000:2000, IDT: Системы управления качеством». Приведем некоторые термины,
принятые в стандартах, и используемые далее в работе.
“Качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности
удовлетворять установленные и предполагаемые потребности” [146]. В
соот­ветствии с этим определением качество программы должно определяться ря­дом
показателей, характеризующих объект на сегодняшний момент и на период
планирования. Обычно потребности переводятся в характеристики на основании
установленных критериев. Потребности могут включать эксплуатационные
характеристики, функциональную пригодность, надежность.
Таким образом, качество сложного проекта или программы является комплексным
понятием, включающим в себя качество формирования и реализации программы, а
также качество ее функциональных компонентов [51].
Оперативное управление качеством – методы и вид деятельности оперативного
характера, используемые для выполнения установленных требований к качеству.
Оперативное управление качеством включает методы и виды деятельности,
направленные как на текущее управление процессом, так и на устранение
краткосрочных причин неудовлетворительного функционирования на всех этапах
«петли качества» для достижения экономической эффективности. «Петля качества»
подразумевает влияние результатов выпол­нения этапов жизненного цикла по
разработке продукции на последующие этапы и, следовательно, необходимость
оценки качества результатов на каждом этапе. Обеспечение качества – все
планируемые и систематически осуществляемые в рамках системы качества виды
деятельности, которые необходимы для создания достаточной уверенности в том,
что объект будет выполнять требования к качеству. В стандартах уделяется
внимание особенностям обеспечения качества на основных этапах жизненного цикла:
при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании [146].
Процесс – совокупность взаимосвязанных ресурсов и деятельности, которая
преобразует входные элементы в выходные. Под “процессным подходом” понимают
применение в границах организации системы процессов вме­сте с их определением и
взаимодействиями, а также управление ними. Если этот подход применяют в
границах системы управления качеством, он позволяет:
- получать результаты функционирования процесса и его эффективности;
- постоянно улучшать процессы на основе объективных измерений.
В стандартах выделены следующие аспекты качества продукции [146]:
качество, обусловленное определением потребности в продукции,
качество, обусловленное проектированием,
качество, обусловленное соответствием конструкции заложенным в продукцию
характеристикам.
Системы управления качеством могут оказывать содействие организациям в
повышении удовлетворенности заказчиков. Заказчики требуют продукцию,
характеристики которой удовлетворяют их потребности [147]. Потребности
оформляются в виде технических условий на продукцию и определены как требования
заказчиков.
В стандартах уделено внимание контролю системы качества, важным элементом
которой является проверка (аудит) [148]. Проверка может производиться самой
организацией или по ее поручению (первая сторона), потребителями продукции
(вторая сторона – заказчики или их представители) или независимыми лицами
(третья сторона - компетентные органы по сертификации). Осуществляемая второй
или третьей сторонами проверка дает более высокую степень объективности с точки
зрения потребителя. Аудит, осуществляемый первой стороной, называют
«внутренним», аудит, осуществляемый второй или третьей стороной, называют
«внешним». Для внутреннего аудита разработана процедура самооценки.
Стандарты предусматривают четыре ситуации, в которых применяют системы
качества:
получение указаний по управлению качеством,
контракт между первой и второй сторонами,
утверждение или регистрация, проводимые второй стороной,
сертификация или регистрация, проводимые третьей стороной.
Обращаться к стандартам предприятию следует в случае необходимости
доказательства своей способности так управлять процессами проектирования и
производства продукции, чтобы она отвечала всем установленным требованиям [64].
Во второй ситуации заказчик может быть заинтересован в некоторых элементах
системы качества предприятия, влияющих на способность поставщика выпускать
продукцию, постоянно соблюдая требования к ней, а также влияющих на связанный с
этим риск.
Для реализации задач в области качества должны быть разработаны и введены в
действие методики, координирующие различные виды деятельности. Методики должны
содержать простые, однозначные и понятные формулировки и устанавливать методы и
критерии оценки работы [149, 150].
Выделены факторы качества, связанные с продукцией и процессами:
сложность проектирования,
законченность и стабильность конструкции продукции,
сложность процесса производства.
По завершении каждого этапа разработки проекта должен планиро­ваться и
проводиться официальный, систематизированный и критический анализ результатов
проектирования. Должны выявляться и прогнозироваться источники возникновения
трудностей и несоответствий, а также инициироваться проведение корректирующих
действий, обеспечивающих соответствие окончательного проекта и соответствующих
данных требованиям потребителя. Объем и степень жесткости проводимых исп