глава 20, статья 271, ГКУ: "Зміст особистого немайнового права становить можливість фізичної особи вільно на власний розсуд визначати свою поведінку у сфері свого приватного життя" [336].
В ней по существу закреплен отказ от принципа обязательного оказания медицинской услуги. Предоставление потребителю услуги возможности отказаться от медицинского вмешательства в одностороннем порядке якобы справедливое и обоснованное решение, поскольку оно способствует реализации абсолютного права гражданина на жизнь, здоровье, физическую неприкосновенность и свободное распоряжение указанным благом.
Но с другой стороны, закрепленное в законе безусловное право на жизнь субъекта общества, оставляет исполнителя услуги недостаточно защищенным.
Отказ от предоставления медицинской услуги может существенно нарушить состояние больного, причинить вред жизни и здоровью, особенно если оказание услуги не терпит отлагательства. Кроме того, такое решение вопроса не соответствует гуманной профессии врача, обязанного оказывать медицинскую помощь в любых условиях, если речь идет о спасении жизни человека.
Появляются неурядицы и в оказании платных медицинских услугах. Платная медицинская услуга - это в подавляющем большинстве публичный договор, на который распространяется законодательство о защите прав потребителя, где отказ от исполнения услуги лишает смысла этот закон.
Вызывает возражение редакция пункта 2 статьи 276, где написано: "Якщо дії... порушеного особистого немайнового права фізичної особи, не вчиняються, суд може постановити рішення щодо поновлення порушеного права, а також відшкодування моральної шкоди, завданної його порушенням" [336].
Такая редакция допускает отказ от исполнения услуги при условии возмещения морального убытка. При этом не определено, в пределах какого времени возможен отказ. По всей вероятности, отказаться от исполнения медицинской услуги можно лишь до начала срока ее исполнения, определенного договором. Если такой отказ заявлен после наступления срока ее исполнения, а тем более, после начала исполнения услуги, в силу вступает Закон Украины от 12 мая 1991 г. № 1023-XII "О защите прав потребителя". Он это рассматривает как противоправное поведение должника и влечет за собой ответственность исполнителя за нарушение прав потребителя, независимо от его вины.
Таким образом, закреплена "суперповышенная" ответственность исполнителя при любых обстоятельствах, даже при его невиновности (например: тяжелой болезни исполнителя, ремонта ЛПУ, отсутствия нужных медикаментов или неисправность медицинских приборов).
Что касается последствий невозможности исполнения обязательств по договору оказания услуг физическому лицу, то они не определены. Следовательно, вопрос об ответственности неисполнения медицинской услуги должен решаться судом с учетом общих и социальных правил.
Такое решение вопроса об ответственности прежде всего касается платных медицинских услуг, по-видимому пункт 2 статьи 276 должен быть дополнен, "... медицинское учреждение освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение платной медицинской услуги, если доказывает, что неисполнение произошло вследствие неопределенной силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом".
Отступление от принципа ответственности исполнителя медицинских услуг за вину о низком уровне оказания медицинской помощи, при крайне недостаточном финансировании лечебных учреждений, в условиях находящегося в начальной стадии становления рынка медицинских услуг и при отсутствии конкурентности на формирующемся рынке такого рода услуг, некоммерческими организациями (государственные и муниципальные медицинские учреждения) своевременно, а для коммерческих (предпринимательских) учреждений вредно.
Это диктуется и спецификой медицинской деятельности, поскольку риск причинения вреда жизни и здоровью посредством медицинского вмешательства, даже при условии квалифицированного, добросовестного и надлежащего исполнения медицинской услуги чрезвычайно высок. Оказание услуги и ее потребление - единый, неразрывный процесс, где реальный результат труда оценивается только больными.
Эти вопросы, по нашему мнению, должны находить отражение в специальном законодательстве о предоставлении медицинских услуг.
Недостатком правовой системы в отрасли здравоохранения есть и то, что медицинское право не систематизировано в одном законодательном акте. Отсюда необходимость создания единого Кодекса здравоохранения Украины. Правовую систему здравоохранения правильнее считать не политикой отдельного министерства, а политикой правительства, власти, т.е. каждое правительство должно иметь собственные взгляды на сохранение здоровья населения при переходе к рыночным отношениям.
Как в начале формирования государственной независимости Украины, так и сегодня, на этапе ее развития, реконструктивные процессы рыночной экономики воспринимаются украинским обществом неоднозначно. Широко дискутируются вопросы ее целесообразности в здравоохранении, необходимости платности медико-социальной помощи и темпов их развития. Внимание к этой проблеме в здравоохранении обусловлено тем, что результаты ее деятельности отражаются во всех сферах производства через общественное здоровье в целом. Поэтому значение здоровья нужно рассматривать в историческом, конституционном, экономическом, инновационном, социальном, политическом и других аспектах.
Общество и государство ответственны перед нынешним и будущим поколениями за здоровье нации. Они обязаны обеспечивать приоритетность здравоохранения и социальной защиты, улучшение условий труда, профессионального образования, отдыха, решение экологических проблем, совершенствование медицинской помощи, гарантии высокого уровня жизни по достижению пенсионного возраста. В статье 3 "Основи законодавства України про охорону здоров'я" № 2801-XII от 19 ноября 1992 г., здоровье определяется как "состояние полного душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов
- Київ+380960830922