РАЗДЕЛ 2.
МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ЗАТРАТАМИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Механизм управления затратами по ключевым показателям.
Традиционно управление затратами рассматривается с позиции оценки отраженных в
бухгалтерском учете хозяйственных операций, осуществленных в результате
альтернативных управленческих решений. Однако, учет не является самоцелью, а
служит средством для достижения успеха в бизнесе. Поэтому оценку принятой на
предприятии системе и методологии учета следует давать с позиции их
соответствия или несоответствия принятой стратегии развития [22,34].
Известно, что предприятие может выдерживать конкуренцию, либо поддерживая
низкие затраты (лидерство на основе затрат), либо предлагая превосходящую
конкурентов продукцию (услуги). Эти две принципиально различающиеся стратегии
должны представлять интерес не только в рамках стратегического менеджмента, они
предполагают различные перспективы анализа затрат и управления затратами.
Информация об издержках в той или иной форме важна для всех предприятий, но
различные стратегии требуют различных взглядов на затраты. Эти различия в
стратегии и обусловленные ими различия в управлении затратами нашли отражение в
ряде работ отечественных и зарубежных исследователей [28,29,81,112,124] (табл.
2.1).
С теоретической точки зрения оправданность такого подхода к управлению
затратами весьма очевидна, однако его практическая реализация на отечественных
промышленных предприятиях требует более высокого уровня финансового менеджмента
внутри предприятия.
Таблица 2.1.
Подходы к управлению затратами,
обусловленные стратегическим позиционированием
Акценты в управлении затратами
Основные стратегии
Лидерство на основе затрат
Дифференциация продукции (услуг)
Роль спланированных затрат при оценке показателей работы
Очень важна
Не очень важна
Значение гибкого бюджетирования для управления издержками
От высокого до очень высокого
От умеренного до низкого
Важность выполнения бюджета
От высокой до очень высокой
От умеренной до низкой
Анализ издержек сбыта
Формально не выполняется
Критично для успеха
Значение себестоимости в ценообразовании
Высокое
Низкое
Значение анализа цен конкурентов
Низкое
Высокое
Как было показано в разделе 1, современные условия хозяйствования
характеризуются повышением уровня конкуренции, что обусловливает необходимость
обновления экономических механизмов стратегического управления предприятием. В
связи с этим возникает задача обоснования и закрепления основных принципов и
механизмов построения системы стратегического управления затратами на
предприятии, то есть разработки механизма формирования стратегии управления
затратами.
При этом, при определении понятия стратегии управления затратами, будем
исходить из общего понимания стратегии. Так в [100] стратегия определяется как
«способ использования средств и ресурсов для достижения цели…», там же
отмечается, что в условиях многошаговых процессов стратегия определяет правила
принятия дальнейших решений (то есть выбора траекторий) на основе получаемой на
каждом этапе информации о ходе процесса и изменения среды. В [4,56] стратегия
определяется как комплекс долгосрочных целей и действий по их достижению.
Таким образом, в основу формирования любой стратегии, в том числе и
формирования стратегии управления затратами должен быть положен принцип
целеполагания, который будем понимать как неизменность цели системы управления
затратами в рамках сформулированной стратегии.
Рассматривая же цели системы управления затратами, в качестве основных будем
выделять следующие:
адекватный учет и отображение реальных затрат по местам их возникновения;
контроль необходимости и эффективности осуществления затрат;
снижение общего уровня непроизводственных затрат и, как следствие, снижение
себестоимости продукции и уточнение ее реального значения.
Достижение указанных целей обеспечивает высвобождение дополнительных ресурсов
(как материальных, так и нематериальных), которые в свою очередь формируют
основу дальнейшего развития всего предприятия.
Таким образом, механизм формирования стратегии управления затратами находится в
тесной взаимосвязи со стратегией развития предприятия и основные принципы
стратегического управления затратами вытекают из экономического целеполагания и
стратегических целей предприятия, а эффективность выбранной стратегии
управления затратами определяет в конечном счете и финансовые результаты
деятельности всего предприятия, его способность быстро адаптироваться к
изменениям на потребительском рынке. Как отмечается рядом исследователей,
например [5,53,94,95], грамотное и научно обоснованное построение системы
управления затратами на предприятии обеспечивает высокую степень эффективности
производства и конкурентоспособности. Поскольку реализация целей предприятия
ведет к изменениям механизма управления затратами в рыночных условиях, оценка
результатов деятельности предприятий должна предусматривать определение
тенденций и перспектив его развития, прежде всего, в формировании затрат и
результатов, как в целом, так и для каждого подразделения предприятия или
направления деятельности.
Информация, собираемая в процессе функционирования системы управления
затратами, используется для потребностей как стратегического, так и текущего
управления, оптимизации процессов функционирования как подразделений, так и
отдельных менеджеров. Следовательно, как это указывалось выше, процесс
формирования стратегии управления затратами является составной частью процесса
стратегического планирования предприятия, а сама система управления затратами в
такой постановке, кроме своих основных функци
- Київ+380960830922