Ви є тут

Організація ефективного управління персоналом підприємства туристичного бізнесу

Автор: 
Трегулова Ірина Павлівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2008
Артикул:
0408U004634
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ДИАГНОСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЙ
ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА
2.1. Анализ современного состояния и тенденций развития туристической сферы
экономики Украины
В системе экономических наук экономика туризма органично занимает свое место в
блоке конкретных экономических наук, изучающих отдельные сферы мирового или
национального хозяйства.
В. С. Пазенко в своей работе дает оценку тому, что в туризме как особой и
самостоятельной сфере хозяйства, с одной стороны, действуют общие
закономерности экономического развития (законы повышения эффективности
производства, границы производственных возможностей, законы стоимости, спроса и
предложения, конкуренции, ценообразования); формируются факторные доходы;
обостряются или разрешаются проблемы рыночного равновесия; правила и нормы
«экономической игры» определяются отношениями собственности и др.
С другой стороны, туризм – это особый вид деятельности человека и специфическая
сфера хозяйствования. В связи с этим общие закономерности экономического
развития в сфере туризма приобретают свои специфические черты, общие
закономерности проявляют себя через особенное, а особенное – через конкретную
деятельность данной туристской организации [145, с. 22].
В Законе Украины «О туризме» сформулированы определяющие понятия этой сферы, а
именно:
* туризм - временный выезд человека из места постоянного проживания в
оздоровительных, познавательных или профессионально-деловых
целях без осуществления оплачиваемой деятельности;
* туризм - временный выезд человека из места постоянного проживания в
оздоровительных, познавательных или профессионально-деловых целях без
осуществления оплачиваемой деятельности;
* туристическая деятельность - деятельность по предоставлению разнообразных
туристических услуг соответственно требованиям этого Закона и других актов
законодательства Украины;
* туристические ресурсы - совокупность природно-климатических, оздоровительных,
историко-культурных, познавательных и социально-бытовых ресурсов
соответствующей территории, которые удовлетворяют разнообразные нужды туриста;
* субъекты туристической деятельности - предприятия, учреждения, организации
независимо от форм собственности, физические лица, которые зарегистрированы в
установленном действующим законодательством Украины порядке и имеют лицензию на
осуществление деятельности, связанной с предоставлением туристических услуг;
* туристические услуги - услуги субъектов туристической деятельности
относительно размещения, питания, транспортного, информационно-рекламного
обслуживания, а также услуги заведений культуры, спорта, быта, развлечений и
т.п., направленные на удовлетворение потребностей туристов;
* туристический продукт - комплекс туристических услуг, необходимых для
удовлетворения нужд туриста во время его путешествия [1].
Рост туристической активности (по данным ВТО), измеряемый в численности
прибытия туристов в другие страны и доходов от их обслуживания (в процентах),
представлен в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Динамика активности на рынке туристических услуг*
Период
Рост числа прибытия туристов, %
Рост доходов от обслуживания, %
1990-1995 гг.
2,5
3,0
1995-2000 гг.
4,0
5,0
2000-2010 гг.
3,0
4,0
Примечание:
*по материалам [210]
При этом косвенное влияние туризма на экономику почти равно ее прямому
результату. С учетом данных предпосылок, удельный вес туризма, по прогнозам
ВТО, достигает 11–12 % [210].
В ряде зарубежных стран туризм является одной из самых приоритетных отраслей,
вклад в валовой национальный доход которых составляет 15–35 % (Венгрия, Чехия,
Австрия, Швеция, Италия, Франция, Испания, Португалия).
В туристической индустрии динамика роста объемов предоставляемых услуг приводит
к увеличению числа рабочих мест намного быстрее, чем в других отраслях.
Временной промежуток между ростом спроса на туристические услуги и появлением
новых рабочих мест в туристическом бизнесе минимальный. Характерная особенность
туристических услуг заключается в том, что некоторые их виды имеют неосязаемый,
нематериальный характер; другие услуги туризма имеют материальный характер. Но
и в том, и в другом случае специфика туристических услуг состоит в том, что они
не существуют до их предоставления. Иными словами, в туризме существует
объединение и непрерывность производства и потребления услуг [48, с. 19].
Таким образом, на наш взгляд, туризм следует рассматривать как единую динамично
функционирующую систему услуг, которая включает многообразие субъектов
хозяйствования (рис. 2.1).
Как видно из представленной схемы, для оказания того или иного вида
туристической услуги необходимо задействовать целый комплекс предприятий,
каждое из которых имеет свою организационно-правовую структуру, форму
собственности, стратегию развития и т.д.
Ряд этих предприятий - торговые предприятия, специализирующиеся на товарах для
туристов; предприятия питания (рестораны, бары, кафе, столовые и т.п.);
предприятия сферы досуга в туризме; транспортные предприятия (автопредприятия,
морского и речного транспорта, железнодорожного и т.п.) - выступают участниками
рынка туристических услуг только определенный период времени (сезон). В
остальное время они являются участниками
Рис. 2.1. Система субъектов хозяйствования, входящих в сферу туризма
потребительского рынка товаров и услуг. Кроме того, они могут одновременно
выступать участниками обоих видов рынка. Такая неоднозначная принадлежность
данных предприятий к рынку делает практически невозможной дифференциацию
статистических данных по туризму как виду экономической деятельности.
Статистическая информаци