Содержание
Том I.
Введение.......................................................... 4
Раздел первый
Исполнительские проблемы в хоре
Глава 1. ПРОБЛЕМЫ АРТИКУЛЯЦИИ................................................ 9
1. Понятие артикуляции в музыке................................ 9
2. Штриховая техника в хоре............................................... 13
3. Способы качала и окончания звуков..............,т...................... 15
3.1. Атака звука.............................................. 15
3.2. Окончание звука.......................................... 16
4. Исполнение штрихов в хоре.................................... 17
4.1. Штрихи, исполняемые без перерыва подачи дыхания.................... 17
4.2. Штрихи, исполняемые с перерывом подачи дыхания........... 20
4.3. Колористические штрихи................................... 21
4.4. Комбинированные штрихи................................... 23
5. Некоторые особенности произношения техста.................... 24
6. Тексто-ритм. Метроритмические трудности...................... 28
Глава 2. ПРОБЛЕМЫ ИНТОНИРОВАНИЯ И СТРОЯ...................................... 32
1. Хоровая фактура в современной музыке......................... 32
2. Некоторые вопросы строя...................................... 34
2.1. Особенности интонирования высотных структур.............. 36
2.2. Монодичсская фактура..................................... 38
2.3. Полифоническая фактура................................... 39
2.4. Гомофонная фактура....................................... 40
Закиочение......................................................... 46
Том И.
Раздел второй
Современная хоровая музыка: теория и исполнение
Предисловие.................................................................. 4
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Зарубежная хоровая литература........................... 6
Глава 1. Додекафония. Серийность. Ссриальность........................ 6
Очерк первый. Три кангаты Антона Веберна........................... 6
Очерк второй. «Canticum sacrum» Игоря Стравинского................. 18
Кантаты Антона Веберна и Canticum sacrum Игоря
Стравинского в исполнительской практике.............. 27
Очерк третий. «И canto sospeso» Луиджи Ноно........................ 29
Вместо заключения.................................... 49
Глава 2. Сонорнка. Алеаторика......................................... 50
Очерк четвертый. «Реквием» и «Lux actcma» Дьёрдя Лигети............ 50
Очерк пятый. «Три стихотворения Анри Мишо» Витольда
Лютославского........................................ 63
Очерк шестой. «Dies irac» Кшиштофа Пендерецкого....................
Глава 3. Формульная композиция Карлхайнца Штокхаузена................. 90
Очерк седьмой. «Невидимые Хоры Четверга из СВЕТА» Карлхайнца
Штокхаузена......................................... 92
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Русская хоровая литература.............................. 110
Очерк восьмой. Хоровое творчество Эдисона Денисова................. 110
Очерк девятый. Альфред Шнитке. Концерт для смешанного хора на
слова Григора Нарскаци................................ 135
Очерк десятый. «Теперь всегда снега» Софии Губайдулиной.............. 144
Очерк одиннадцатый. Родион Щедрин. Хоровая музыка по
Н. С. Лескову «Запечатленный ангел»........... 152
Очерк двенадцатый. «Stabat mater» Ллемдара Караманова.............. 158
Заключение......................................................... 167
Литература......................................................... 169
Приложена I. Московские исполнители Новой хоровой
музыки XX века................................... 175
Приложение 2. Словарь терминов.................................. 188
Приложение 3. Тематический план спецкурса «Современная
хоровая музыка: теория и исполпеиие»............... 192
22
значастся в графической записи. Ропатемо позволяет повторить звук с некоторой интонационной свободой:
По характеру portamento близко укороченному glissando, но в отличие от последнего, обозначенного в нотном тексте, использование portamento, как правило, предоставляется на усмотрение исполнителя. Прием этот очень тонкий, и его неоправданное употребление может привести к манерности исполнения.
Glissando (ит. glissando от фр. glisser- скользить) - прием (быстрого) скольжения от одного звука к другому. В отличие от portamento glissando фиксируется в нотной записи; обычно вотируются начальный и конечный звук пассажа, промежуточные звуча! заменяются чертой или волнистой линией.
На клавишных и некоторых духовых инструментах глиссандо звучит как определенный звукоряд, а на струнных (смычковых) инструментах и в пении посредством глиссандо извлекается последовательность звуков без точного разделения на интервалы (полутоны, четверти тоны).
В хоровом исполнительстве особую выразительность представляет аккордовое glissando. как, например, в IV части Хоровой музыки по Н. С. Лескову «Запечатленный ангел» Р. Щедрина (П, 157, пример 5).
Наряду с вышеуказанными штрихами в музыке второй половины XX века применяются и другие приемы исполнения. Среди них: пение с придыханием, разговор.
Sprechgesang с примерной высотой.
Sprechgesang с неопределенной высотой,
sussurando - шепотом,
senza voce - без голоса,
mezza voce - вполголоса,
raccortando - повествовательно,
parlato - говорком,
grido - крик.
fischio ~ свист.
23
Ьосса сЫиха - закрытым ртом.
▲
у - предельно низкий и высокий звуки голоса (точная высота не фиксиру-
4. 4. Комбинированные штрихи
Эту группу составляют штрихи, сочетающие или сопоставляющие разные исполнительские приемы. В сравнении е простыми штрихами, комбинированные отличаются более сложным артикуляционным характером. Например, к группе комбинированных штрихов относятся различные сочетания элементов legato и staccato.
Во фрагменте из 1 части « Грех стихотворений Анри Мишо» В. Лютославского ноты без «хвостиков» обозначают звуки, исполняемые как можно короче (staccato), а ноты, соединенные под одним ребром. - звуки, исполняемые протяжно (legato).
стоя)
- пение с неравномерным вибрато
J
• - повторение данной группы щков
proicctus cst in tcrram
-------------- повторение данной группы слов.
- повторение настолько скоро, насколько возможно
- Київ+380960830922