Ви є тут

Армянская музыка в контексте XX века

Автор: 
Саркисян Светлана Корюновна
Тип роботи: 
докторская
Рік: 
1999
Кількість сторінок: 
343
Артикул:
1000242397
179 грн
Додати в кошик

Вміст

“Разум истинного художника всегда открыт к восприятию нового "
Авст Тсртерян
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
Глава I О свойствах абстрактного мышления в армянской
музыке нового времени 13
Глава II Интегрирующие процессы в армянской музыке 37
Глава III Русские художественные традиции в музыке Армении. Арам Хачатурян и современность 58
Глава IV Бела Барток и Новая армянская музыка 89
Глава V Неоклассицизм 126
Глава VI Уроки нововенцев 165
- Глава VII Восточный авангард и авангардный- Восток — 222
Вместо послесловия 276
Приложение Композиторы в зеркале своих мыслей 279
Использованная литература 308
Нотные примеры 313
3
тическом рассмотрении необходимо уточнение того, что понимается под целым и его частями. Поскольку к понятию целого относимы столь различные категории, как композиция, содержание, эстетическая система, мировоззрение и прочес, любая отсекающаяся от целого часть отражает действие метонимии.
Б музыке процесс так называемого отсечения происходил гладко, без вмешательства методов деформации и беспредметной изобразительности, характеризующих пластические искусства. Гладкость, естественность этого исторического процесса в музыке стала показателем уровня мышления, которое, реорганизуя прежний информативно-языковый ряд, осуществило важную гносеологическую функцию.
Аналогично обстояло в армянской музыке: переход в новое качество состоялся. Через абстрагированную логику, открыв пространство трансцендентных сфер, музыкальное творчество вышло па иной виток познания.
36
Глава вторая
ИНТЕГРИРУЮЩИЕ ПРОЦЕССЫ В АРМЯНСКОЙ МУЗЫКЕ
Современную музыку Армении определяет особый качественный показатель, характеризующийся стушеванием внешних локальных признаков. Принципиальное отличие новой музыкальной культуры от прежней, сформированной под эгидой Арама Хачатуряна, заключается в перекомпоновке репрезентирующих культуру признаков, когда дилемма "этнографизм или обобщение" была решена в пользу последнего. Вместе с тем, начавшееся с 60-х годов движение к абстрагированное™, многозначности и возросшей трасцендентности музыкального мышления претерпело различные модификации в зависимости от задач той или иной стилевой формации. Естественность их смен во многом отразила общую стилевую эволюцию мировой культуры за последние десятилетия.
Но есть и свои причины, связанные со спецификой развития армянской музыкальной культуры во второй половине XX века. В силу объективных исторических факторов в XIX веке долго сдерживаемый процесс последовательного развития профессионализма (в его европейском понимании) привел, с одной стороны, к торможению, отсюда и скапливанию невыработан-ной духовной энергии, а с другой стороны, к распылению ее вне Армении. Такова ситуация, сложившаяся на рубеже веков и в начале XX века. Лишь к тридцатым годам, когда были подготовлены условия для стационарного функционирования национальной культуры: создание симфонического оркестра, хоровой капеллы, оперного театра, - становится возможным говорить о формировании композиторской школы.
Стоит заметить знаменательную подробность: ко времени формирования школы в активе армянской музыкальной культуры уже значатся выдаю-
37