Ви є тут

Культура вокальных мелодий-сигналов на северо-западе России

Автор: 
Лобанов Михаил Александрович
Тип роботи: 
докторская
Рік: 
2000
Кількість сторінок: 
49
Артикул:
134104
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Работа выполнена в секторе фольклора ГНИУК «РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ИСТОРИИ ИСКУССТВ»
Официальные оппоненты:
доктор искусствоведения, профессор Н. И. БОЯРКИН
доктор филологических наук, профессор А. С. ГЕРД
доктор искусствоведения, профессор 3. М. ГУСЕИНОІ
Ведущая организация: Государственный институт искусствознания Министерство г* л
Защита состоится на заседании Диссертаг по присуждению учен- -і
14 часов
11КУ V їси ч
при ГНИУК «Росс и і -л
190000 Санкт-Петерб>рг, С диссертацией можно оз Российскою института и>
ения
Научный доклад ■ "■■с/ . года
200«
Ученый секретарь Дис<
совета
Ч. В. Серцмаї
Три десятилетия назад стало известно, что в отечественном юльклорс существует такой музыкальный жанр, как бестекстовые напевы вокализы), применяющиеся крестьянами в их трудовой и обрядовой рактике. Местное население осознает преимущественно сигнальную >ункцию подобных напевов, и поэтому они могут быть названы «лесные личи» или «вокальные мелодии-сигналы». Распространены эти мелодии а северо-западе России.
И 1969 г. нам впервые удалось записать лесные кличн на магнитную енту и в последующие роды провести их целенаправленный сбор во іногих фольклорных экспедициях. Ela этой основе нами были публикованы первые в этномузыковедении статьи о сигнальных вокализах усского крестьянства. В 1997 г. вышла в свет монофафия «Лесные кличи», де подытожены каїни исследования в данном направлении. Названная абота и выкосится на защиту в качестве докторской диссертации.
Автор решается представить свою книгу на соискание ученой степени октора наук потому, что за нею стоит открытие нового и, как думается, ажного для русской народной музыки явления, привносящего в нашу юльклористику новые проблемы в связи с тем, что,
во-первых, большинство из напевов лесных кличей, бытующих на оссийском северо-западе, имеет международную распространенность, ют да ак в других жанрах русского музыкального фольклора подобные факты ыяалены в единичных случаях (1);
во-вторых, сигналам-вокализам свойственна такая историческая нформативность, какой не обладает ни одно из других явлений в тнической музыке русских и поживающих рядом прибалтийско-финских
текстовых :твами и окие-то из
КНИГА ИМЕЕТ
к _ 2 ё! О « X V В перо ПЛ. е.г-iü. сосали. .V.\f і>кп. ш* І п Н . * 1 . ....1 *- X и V и*. з _ с 3 * *1 л 5 ~ »IX кличей восприии-u іетельство, N CT
\1 1 |А1 ГА
н. А пастух Г.В. Коромысло» ('ГО) в момент подачи своего напева-клича силой размахивал рукой слева направо (а не но направлению голоса) сред грудью (а не перед лицом), сжав ладонь в кулак. По его словам, так азмахивать должны были все гой кающие пастухи.
Что же касается народных терминов «укать» и «гойкать*, то не во сех местных традициях эти термины строго фиксируют разницу между пиалами на «у» и на «э». В иных местах, как, например, в деревнях по ечке Сьежа (Удомельский р-н ТО) обо всех без исключения сигналах ширилось «гойкать», к том числе и о гех, которые подаются на «у». Л в епсском поселке Ладва (Лодейнопольский р-н Л О) все сигналы ^означаются словом «укать» — как на «у», так и на «э».
Вокальные мелодии-сигналы зафиксированы в России на землях, екогда принадлежавших Новгородской Руси, либо сопредельных с ними.
самые последние годы, однако, единичные бестекстовые мелодии онаружены в Мордовии и на Рязанщине. Эти интереснейшие образцы чень далеки от севернорусских; их неслучайность для местной традиции ока остается открытым вопросом.
Очаг распространения культуры севернорусских сигнальных напевов всего, что с ними связано, охватываем северо-восточную часть современной (О (междуречье Меты и Мо.чоги, но не далее линии рек Мда - Сясь, т.е. 1ошенской, Пестовский, Хвойнинский р-ны полностью, Воровичский и юбытинский — частично), заходит на восток 710 (восточные части окситогорского, Тихвинского, Лодейнопольского р-нов, видимо, весь одпорожский р-н), прослеживается по всему бассейну реки Мологи и ее ритока Волчнпы (Лесной, Саидовский, Удомельский, частично 1аксатихинский, Спировскии/ р-иы ТО, Устюженский—ВО). На ерритории ВС) лесные сигнальные напевы отмечены также п абушкинском, Всрховажском р-нах, что заставляет предположить их овсемсстпое распространение ::о Вологодчине, но крайней мере, шаднес от этих мест. Встречаются они и на реке Устья (юг АО) и в арелии. В 1996 г. был обнаружен очаг напевов-кличей в верховьях ападной Двины (Андреапольский и Жарковской р-ны ТО), и дело удущего установить, связан ли этот ареал с ближайшим к нему зсточноновгородским непрерывным распространением лесных кличей ак вида народной музыки.
В своем большинстве мелодии-сигналы записаны от русских, но ни известны также кенсам,тихвинским и тверским карелам. Роль рибалтийских финнов в культуре бестекстовых напевов северо-западной осени представляется очень значительной.
7
Исконность кличевых напевов, открытых па северо-западе России недавно, подтверждается существованием аналогичных явлений в пастушеской музыке многих народов Европы. Вновь изучаемая музыкальнофольклорная традиция оказывается им близкой.
Сигнальные мелодии— различные «локи», «юхцеры», «коровьи хороводы» и проч. — давно уже зафиксированы зарубежными собирателями народной музыки и внимательно изучаются. О том
свидетельствуют публикации и исследования Р. Дыбска, А. Муберга (Швеция), А. Тоблера (Швейцария), Й. Поммера (Австрия), Э. фон Хорнбостеля, В. Зихардта, В. Виоры (Германия), II. Хелмера (Канада), Е. Витолиня (Латвия), X. Тампере, А Виссел (Эстония) и др.
Удивительно, что русская наука о народной музыке прошла мимо вокальных мелодий-сигналов, бытовавших и деревне, хотя выкрики разносчиков, бродячих ремесленников начали публиковаться еще с 1870-х годов ( 3), а позднее удостоились пристального внимания НАРимского-Корсакова, Л. Т. Гречанинова, Д. И. Аракишвили, А. М. Дистоп адова, НА Янчука. Однако с позиции сегодняшнего знания о мелодиях- сигналах обнаруживается, что смутные свидетельства о необыкновенных возглашениях. пронизанных напевностью, были оставлены, начиная с середины XIX в., в работах русских фольклористов, языковедов, этншрафов. Каждое из этих свидетельств, принадлежащих II.И. Якушкиыу (1859), Г.П. Куликовскому-В. А. Мошкову (1898), М. Романову (1926), ФА Рубцову (1967), не получило никакой поддержки и оценки, хотя фольклористическая исто-риография в достаточной мере развивалась в дореволюционной и советской России.
П. И. Якушкин сомневался, считать ли песней клич, услышанный им близ Изборска и Печор, но то, что ом задумался по данному поводу, позволяет думать, что этот сигнал был музыкально интонируемым Г.И.Куликовский опубликовал уже и потную запись ауканья близ Онежского озера (запись выполнил, вероятно, В.А.Мошков). М.РоманоЕ констатировал только особые качества выкрика Ф. А. Рубцов тонко отметил необычные свойства такого ауканья на Западной Двине: направленность лесного клича к самому себе, интровертное начало в его возглашении.
По особенно ценные свидетельства принадлежат НА Римскому-Корсакову, претворившему мелодии-сигналы в своих онерах «Псковитянка» (1872) и «Снегурочка» (1882) со знаменитым ауканьем се героини Композитор не счел нужным что-то пояснять здесь словами, и толь КС теперь разгадываются его музыкальные образы.
Приведенные наблюдения слагаются в определенную целостносп