Ви є тут

Художественная специфика слова в разговорных жанрах эстрады. Стратегия речевого обучения артистов и режиссеров эстрады

Автор: 
Смирнова Марина Владимировна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2011
Кількість сторінок: 
141
Артикул:
133571
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ВВЕДЕНИЕ.......................................................3
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Художественная специфика слова в разговорных жанрах эстрады..13
ГЛАВА ВТОРАЯ
Специфические шровые механизмы разговорной эстрады...........55
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
Стратегия речевого обучения артистов и режиссеров эстрады....93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................122
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................................126
ВВЕДЕНИЕ
Эстрада как вид сценического искусства может соединять в единой программе (концерте) номера, представляющие широкий спектр жанров: от музыкальных и танцевальных до сложных синтетических форм, в которых неожиданно сочетаются самые разнообразные выразительные средства.
Особое место в эстрадном искусстве занимают разговорные жанры (фельетон, эстрадный рассказ, монолог в образе, сольный и парный конферанс, сатирический дуэт, речевая пародия и пр.). Благодаря мастерству выдающихся отечественных артистов прошлого и настоящего, таких как И. Смирнов-Сокольский, Л. Райкин, М. Миронова, Р. Зеленая, Г. Хазанов, Р. Карцев, М. Жванецкий и др. — слово, звучащее с эстрады, стало художественным носителем ценной нравственно-эстетической информации.
Это исследование посвящено художественной специфике -работы артиста со словом в разговорных жанрах отечественной эстрады ХХ-ХХ1 веков. Под словом подразумевается материал, являющийся сутью речевого высказывания эстрадного артиста. Как справедливо отмечает М. Бахтин, «в каждом высказывании от односложной бытовой реплики до больших, сложных произведений науки или литературы — мы охватываем, понимаем, ощущаем- речевой замысел или речевую волю говорящего [курсив автора. — М. С.]1».
Слово является основным способом выражения речевой воли и речевого замысла эстрадного артиста не только в разговорных жанрах, но и, например, в искусстве «художественного слова»“. Однако цели и способы художественно-эстетического воздействия словом на, зрителя-слушателя в разговорной и литературной эстраде явно разнятся. М. Каган пишет, что
1 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 256.
л
В данной работе не рассматривается литературный театр, который в большей степени является жанром театральным, нежели эстрадным.
13
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Художественная специфика слова в разговорных жанрах эстрады
Специфика работы со словесным материалом у эстрадных артистов выявляется уже в названиях: «литературная» и «разговорная» эстрада. В первом случае указывается на то, что основным материалом для творческой реализации аргиста-чтеца являются прозаические или стихотворные литературные произведения, как классические, так и современные. А во втором — на то, что основой искусства артиста-«разговорпика» становится структурно ориентированный на словесную импровизацию (в жанре «конферанс») или «искусно имитированный» (в жанрах «фельетон», «монолог в образе (маске)») диалог со зрителем, где артист в ряде случаев обходится без литературного авторского текста.
Еще в средневековой Руси закладывались важнейшие предпосылки для размежевания литературной и разговорной эстрады. С одной стороны, народные сказители (многие из которых знали наизусть др тысячи произведений) хранили и развивали традиции искусства повествования, не подразумевающего непосредственного контакта со слушателями. С другой стороны, на площадях во время народных гуляний толпу потешали обладающие особым чувством юмора шуты, балагуры, забавники, пересмешники, которые активно вовлекали зрителей и слушателей в игровую стихию общения. Академик Д. Лихачев отмечает: «Они представляют себя неудачниками, нагими или плохо одетыми, бедными, голодными и т. п. Снижение своего образа, саморазоблачение типичны для древнерусского смеха. Авторы притворяются дураками, валяют дурака, делают нелепости и прикидываются непонимаюшими. На самом же деле они чувствуют себя умными, дураками же они только изображают себя, чтобы быть свободными
14
в смехе»1. Из их уст слышались импровизированные остроты «на злобу дня», прибаутки и каламбуры, комические и сатирические монологи и диалоги, загадки, пословицы, частушки и присловья. В пятнадцатом веке это была раскованная и дерзостная игра скоморохов. Позже, уже в восемнадцатом веке, на ярмарках и масленичных гуляньях, перекрикивая друг друга, соревновались между собой в юморе и остром словце «балконные комики», зазывавшие в балаганы, а также «подкачельные» и «карусельные» деды. Шутки про цирюльников, которые «стригут и бреют, на печи воду греют, мыла не жалеют», колкости про купцов, у которых «ситцы линючие, а в рыбных рядах товары пахучие», небольшие сатирические сценки привлекали внимание, заставляя проходящую мимо публику останавливаться и присоединяться к представлению. На время гуляний «деды» становились распорядителями всевозможных развлечений. Предположительно именно они были предтечей будущих эстрадных конферансье2.
Принципиальная разница в эстетической природе разговорной и ли тературной эстрады заключается:
1. В разномасштабности установок на осмысление и освоение действительности.
2. В своеобразии использования словесно-текстового материала, свойственного данным видам эстрадного творчества.
3. В различии способов взаимодействия с публикой.
Рассмотрим эти утверждения подробнее.
1 См.: Лихачев Д.С. Смех как мировоззрение // Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в
Древней Руси Л., 1984. С.7-71.
*>
См. об этом: Кузнецов ЕМ. Из прошлого русской эстрады. М., 1958. С. 21-32;
Некрылова Л.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII - начало XX века. СПб., 2004 С. 151-189; Клитин С.С. История искусства эстрады. СПб., 2008. С. 31- 40; Макаров СМ. От старинных развлечений к зрелищным искусствам: В дебрях позорищ, потех и развлечений. М., 2010. С. 90-122.