Ви є тут

Правовые проблемы государственной регистрации и лицензирования предпринимательства

Автор: 
Ионова Жанна Александровна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
1997
Артикул:
1000177897
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Работа выполнена в Центре предпринимательского права Института государства и права РАН.
Научный руководитель - доктор юридических наук
Толстошеев В.В.
Официальные оппоненты - доктор юридических наук,
профессор Гандилов Т.М.
кандидат юридических наук Тотьев К. Ю.
Ведущая организация - ■ кафедра предпринимательского
права Нижегородского государственного университета им.
Н.И.Лобачевского
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
Введение...................................................1-10
Глава 1. Правовые вопросы государственной регистрации субъектов предпринимательства.........................................11-74
§1. Назначение, принципы и органы государственной регистрации .................................................................11
52. Порядок государственной регистрации коллективных предпринимателей..........................................................35
§3. Особенности регистрации индивидуальных предпринимателей..................................................................61
Глава 2. Правовые вопросы лицензирования предпринимательской
деятельности.....................................................75-128
§1. Понятие, виды и принципы государственного лицензирования..................................................................75
§2. Порядок и режимы лицензирования предпринимательской деятельности...........................................................100
$3. Отграничение лицензирования от смежных правовых институтов.................................................................114
Глава 3. Ответственность за нарушения в сфере государственной регистрации и лицензирования................................129-155
51■ Ответственность предпринимателей за нарушение требований
по регистрации и лицензированию.....................................129
§2. Ответственность уполномоченных органов и должностных лиц в области регистрации и лицензирования .............................147
Заключение.........................
Список использованной литературы
156-161
162-169
- 13 -
йонных в городе Советов народных депутатов по месту их учреждения (ст.ст.34 и 35). При этом устанавливалось, что предприятие считается созданным и приобретает права юридического лица со дня такой
регистрации (п. 3 ст.33).
Начала второго этапа обусловлено приданием всеобщего характера регистрации граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. С 1 января 1992 года
Закон РСФСР от 07.12.91 "О регистрационном сборе с физических лиц,
занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации" обязал указанную категорию субъектов предпринимательства получать свидетельства о своей регистрации в качестве предпринимателя в местных администрациях по месту жительства. До этого момента законодательство не обуславливало приобретение ими указанного статуса актом государственной регистрации. В частности, действовавший ранее Закон СССР от 19.11.86 "Об индивидуальной трудовой деятельности" (ст.7)5 предусматривал, что до начала занятия индивидуальной трудовой деятельностью гражданин должен получить регистрационное удостоверение или приобрести патент. Таким образом, регистрация гражданина в случае избрания им второго способа оформления своего предпринимательского статуса могла и отсутствовать.
13 июля 1994 года - датой вступления в силу Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности6 - можно обозначить начало третьего этапа в развитии
5 Ведомости Верховного Совета СССР, 1986. N 47, ст.964: 1988, N 11, ст. 174.
6 Утверждено Указом Президента РФ от 08.07.94 N 1482. - Собрание законодательства РФ, 1994, N И, ст.1194.
- 14 -
указанной системы государственного учета, поскольку с этого момента процедуру государственной регистрации обязаны проходить все некоммерческие организации, которым предоставлено право ведения предпринимательской деятельности.
В настоящее’У&сстановлении данного института отчетливо проявляется определенная тенденция, которая может придать его развитию нежелательное направление. Речь идет о реализации концепции всеобщей государственной регистрации юридических лиц, нашедшей нормативное закрепление в новом ГК РФ (ст.51). Можно полагать, что эта принципиальная новелла обусловлена прежде всего активным участием в предпринимательских отношениях некоммерческих организаций, для чего необходима фиксация последних в централизованной базе данных. Однако идея формирования единого Государственного реестра по признаку одной лишь принадлежности к категории юридических лиц вызывает ряд сомнений. Во-первых, исходное положение о том, что смыслом государственной регистрации применительно к организациям является приобретение прав юридического лица7, приводит к трансформации целевого назначения этого правового института, поскольку на первый план выдвигается не публично-правовой, а частный интерес. Основное предназначение государственной регистрации, напротив, видится в первичной легитимации участников хозяйственного оборота в целом,
7 Например, Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц", принятый Государственной Думой РФ 8 декабря 1995 года (не подписан Президентом РФ - И.Ж..). определяет эту процедуру как "акт уполномоченного органа государства, в соответствии с которым организация приобретает статус юридического лица либо утрачивает его" (ст.1).