Ви є тут

Правовые проблемы государственного программно-целевого планирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации

Автор: 
Ванин Виталий Владимирович
Тип роботи: 
Дис. канд. юрид. наук
Рік: 
2000
Артикул:
1000273941
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА КАК ПРАВОВАЯ ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13
§ 1. Государственное планирование как элемент регулирования предпринимательской деятельности в условиях социально-ориентированной рыночной экономики 13
§ 2. Сущность программно-целевого подхода и его закрепление в законодательстве Российской Федерации 39
§ 3. Правовая природа федеральных целевых программ как элемента системы плановых актов 54
ГЛАВА II. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ 71
§ I. Порядок разработки федеральных целевых программ 71
§ 2. Утверждение федеральных целевых программ 92
§ 3. Проблемы правового статуса государственного заказчика федеральных целевых программ 96
ГЛАВА III. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ КАК ПРАВОВАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ 102
§ 1. Понятие государственного контракта в законодательстве Российской Федерации 102
§ 2. Г осу дарственный контракт как разновидность планового договора 119
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 128
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 138
3
Введение
Наметившиеся тенденции отказа от использования концепции экономического либерализма в экономической политике Российского государства1 ставят перед правовой наукой задачу разработать и обосновать, а перед государством - законодательно воплотить эффективный механизм государственного регулирования предпринимательской деятельности.
Одним из функциональных элементов государственного воздействия на экономику является государственное планирование хозяйственной деятельности. К сожалению, либеральной «волной» реформ был «смыт» бесценный опыт планирования, наработанный в СССР; теоретические разработки в этой сфере как юристов, так и экономистов оказались
л
невостребованными и постепенно «заглохли». Даже в учебной литературе по предмету «Предпринимательское право», изданной в последние годы, отсутствуют разделы, специально посвященные вопросам правового регулирования планирования предпринимательской деятельности.
Наиболее перспективной формой государственного планирования предпринимательской деятельности являются целевые программы, представляющие собой правовую форму реализации программно-целевого подхода в планировании, который позволяет обществу в приоритетном порядке решать долгосрочные и среднесрочные задачи социально-экономического развития. Исследование правовых проблем реализации программно-целевого планирования приобретает особую актуальность в
1 См., например: Христенко В. И вижу в этом добрый знак для государства // Российская газета. 1999. 24 декабря.
2 Вернее, они оказались невостребованными в России; зато они были восприняты, творчески развиты и реализованы во всех экономически развитых странах.
14
гарантией ее существования и развития»5. Это очевидным образом предопределено сущностью социально-ориентированной экономики как явления базисного по отношению к государству, которая была раскрыта основоположником концепции социально-рыночного хозяйства Л. Эрхардом в его работе «Благосостояние для всех»: «Социальный смысл рыночного хозяйства в том и заключается, что любой успех экономики, любое достижение рационализации, любое повышение производительности труда идет на благо всему народу и служит лучшему удовлетворению нужд потребителей»6.
Общественный интерес в сфере экономики в самом общем виде может быть представлен как удовлетворение потребностей общества (как социальной целостности и как совокупности отдельных индивидов) в материальных благах в объеме, достаточном для его нормального существования и развития. Реализация этого общественного интереса предполагает необходимость его выявления и конкретизации применительно к особенностям конкретной экономической системы на определенном уровне ее развития в конкретных исторических условиях, которая может осуществляться посредством определения приоритетов социально-экономического развития (развитие отдельных отраслей, активизация инвестиционной деятельности, внедрение достижений научно-технического прогресса и т.д.).
При этом необходимо исходить из того, что общественные интересы объективны; объективно существующий интерес превращается в публичный только посредством его осознания и признания в качестве такового государством. Таким образом, публичный интерес будучи отражением общественного интереса в определенной степени
5 Тихомиров Ю.А. Публичное право. - М., 1995. С. 54, 55.
6 Цит. по кн.: Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э.А. - М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1999. С. 7.
15
субъективен. Избавиться от субъективности публичного интереса возможно через его правовую регламентацию. «Внутренние механизмы демократического правового государства должны переносить интересы общества на правовую почву, тем самым превращая их в публичные интересы... Общественный интерес, существующий объективно, в условиях демократического правового государства получает свое закрепление в праве и только тогда должен становиться основой для правоприменительной деятельности органов государства»7.
Реализация публичного интереса обеспечивается мерами государственного воздействия, посредством которых осуществляется синхронизация этого интереса с частными интересами хозяйствующих субъектов как первичных элементов хозяйственного механизма. Воздействие на частные интересы в направлении их синхронизации с интересами публичными возможно двумя способами: посредством субординации и посредством координации.
Экономическая система образуется совокупностью экономических (производственных и распределительных) отношений, в рамках которых первичные ее звенья - хозяйствующие субъекты - действуют, руководствуясь собственными, частными интересами. Определяя поведение хозяйствующих субъектов, частные интересы предопределяют тем самым, в конечном счете, функционирование экономической системы в целом. Соответственно, воздействуя определенным образом на формирование и реализацию частного интереса, государство имеет возможность влиять на экономику в целях реализации публичного интереса.
В условиях административно-командной экономики синхронизация как частных интересов между собой, так и частных и
7 Кряжков A.B. Публичный интерес: понятие, виды и защита И Государство и право. 1999. № 10. с. 92, 95.