Вы здесь

Творчество Александра Бенуа и Константина Сомова и западноевропейское художественное наследие XVIII века : К вопросу формирования стиля модерн в России

Автор: 
Завьялова Анна Евгеньевна
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
2000
Артикул:
1000292675
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

Завьялова, Анна Евгеньевна
Творчество Александра Бенуа и Константина Сомова и западноевропейское художественное наследие XVIII века (К вопросу формирования стиля "модерн" в России) [Электронный ресурс]: Дис. ... канд.
искусствоведения: 17.00.04 -М.: РГБ, 2005
(Из фондов Российской Государственной Библиотеки)
Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура
Полный текст:
11^р: //<1±зз . гэ! . ги/с!±зз/02/0294/020294011 .рс1£
Текст воспроизводится по экземпляру, находящемуся в фонде РГБ:
Завьялова, Анна Евгеньевна
Творчество Александра Бенуа и Константина Сомова и западноевропейское художественное наследие XVIII века (К вопросу формирования стиля "модерн" в
России)
Москва 2000
Российская государственная библиотека, 2005 год (электронный текст).
11
акцентов, появилась накануне 100-летнего юбилея Александра Бенуа -одноименная монография М.Эткинда «Александр Николаевич Бенуа» (Л.-М., 1965). Это единственная работа в отечественном
искусствознании советского и постсоветского периодов, посвященная творчеству основателя «Мира искусства». Длительный перерыв в изучении деятельности художника выдвинул на первый план в монографии М.Эткинда вопросы обоснования места и роли наследия Александра Бенуа в художественной культуре России. Безусловной заслугой автора является непредвзятое освещение творчества основателя «Мира искусства» и именно в этой работе проблема бытования французского искусства XVIII века в художественной практике мастера получила первое освещение. На основании сопоставления театральных эскизов Бенуа и французского мастера XVIII века Франсуа Бокэ автор сделал вывод о выражении синтезированного впечатления от искусства восемнадцатого столе! ия в творчестве «мирискусника», своего рода формулы, который не утратил своей актуальности и в настоящее время.
В монографии М.Эткинда также впервые была затронута тема регроспективизма в станковой графике Александра Бенуа. Сюжетно-ассоциативный метод, на основании которого основным источником регроспективизма «мирискусника» в данной работе названо творчество Антуана Ватто, предопределил смешение художественных интересов и художественных оригиналов в творческой практике мастера. Подход М.Эткинда господствовал в исследованиях связей творчества «мирискусника» и западноевропейского художественного наследия на протяжении почти двадцати лет и распространился также на изучение аналогичной проблемы в творчестве Константина Сомова. Так, он использован в монографии-альбоме, посвященной творчеству этого
12
мастера И.Пружан «Константин Сомов» (М., 1972). Однако перед автором данной работы также стояла задача обоснования места и роли наследия Сомова в отечественной художественной культуре, как и перед М.Эткиндом при работе над его монографией «Александр Николаевич Бенуа». Таким образом, провозглашение факта связи творчества лидеров «Мира искусства» и западноевропейского художественного наследия XVIII века является бесспорной и выдающейся заслугой М.Эткинда и И.Пружан как для изучения ретроспективизма, так и искусства «модерна» в России в целом.
На протяжении последних двадцати лет тема связей деятельности «Мира искусства» с художественными процессами Западной Европы вошла в обиход отечественного искусствознания. Она отмечена в монографии Н.Лапшиной «Мир искусства» (М., 1977) -первой работе, посвященной деятельности и истории петербургского объединения. В то же время вопрос конкретизации и уточнения художественных связей, их направления, оригиналов не поднимался. Основное внимание исследователей было сосредоточено на определении роли и места мжлтнранного наследия «Мира искусства»: темы отечественной истории и художественного наследия в творческой практике мастеров объединения, художественных изданий, критики, сценографии в художественной культуре России. Но тема ретроспективизма как особой категории творчества «мирискусников» не исчезла и впервые со времени выхода в свет упомянутой выше работы М.Эткинда она прозвучала в монографии Е.Журавлевой «Константин Сомов» (М., 1980). В этом труде обозначены основные направления художественных связей мастера с наследием прошлого: искусством французского рококо и «малых голландцев» XVII века, что представляется очень ценным для изучения эволюции