2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.....................................................4
ПЕРВАЯ ГЛАВА.
ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ АРХИТЕКТУРЫ БУХАРЫ XV- XVII вв. 1 .Исторический фон и топография города......................10
2. Архитектура Бухары эпохи Темуридов..................... 26
3. Зодчество шейбанидского времени........................ 36
4. Архитектура эпохи Аштарханидов...........................57
ВТОРАЯ ГЛАВА.
ТИПОЛОГИЯ ГРАЖДАНСКИХ СООРУЖЕНИЙ.
1. Жилая архитектура....................................... 66
2. Библиотеки...............................................82
3. Мактабы (школы)........................................ 88
4. Больницы.................................................91
5. Торговые сооружения......................................94
6. Караван-сараи............................................99
7. Сардобы (водохранилица)............................... 103
8. Бани....................................................107
ТРЕТЬЯ ГЛАВА.
ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ
1. Мечети.................................................114
2. Минареты................................................126
3. Мемориальные сооружения.............................. 133
4. Медресе................................................140
5. Хонако.................................................149
3
ЧЕТВЕРТАЯ ГЛАВА.
ТИПОЛОГИЯ АРХИТЕКТУРНЫХ АНСАМБЛЕЙ И МЕМОРИАЛЬНО-КУЛЬТОВЫХ КОМПЛЕКСОВ
1 .Типы городских ансамблей...............................159
2.Формирование и типология мемориально-культовых комплексов ... 172
3.Садово-парковые ансамбли................................189
ПЯТАЯ ГЛАВА.
ОСОБЕННОСТИ БУХАРСКОЙ ШКОЛЫ ЗОДЧЕСТВА И ЕЕ ВЗАИМОВЛИЯНИЕ С АРХИТЕКТУРНЫМИ ШКОЛАМИ СОПРЕДЕЛЬНЫХ РЕГИОНОВ
1. Объемно-пространственные композиции....................195
2. Эволюция конструкций................................. 198
3. Декоративные приемы....................................207
4. Методы геометрической гармонизации.....................221
5. Взаимовлияния архитектурных школ Бухары
других регионов Средней Азии............................225
6. Единство и своеобразие школ зодчества
Бухары и сопредельных стран Среднего Востока............228
7. Зодчие и мастера бухарской школы......................236
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ВЫВОДЫ........................................240
БИБЛИОГРАФИЯ..............................................247
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ.........................................270
СЛОВАРЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ТЕРМИНОВ...........................271
ИЛЛЮСТРАЦИИ...............................................276
31
возведенное, судя по надписи на тимпане портала, зодчим Исмаил ибн Тахир ибн Махмудом Исфахани. На его входной двери было начертано :"Стремление к знаниям - обязанность каждого мусульманина и мусульманки". В своей основе это было типичное для Средней Азии здание медресе дворовой композиции: прямоугольный план (41,6 х 50 м) заключал внутренний двор (25x25 м); застроенный худжрами в два этажа; на продольной оси во дворе размещались два портальных айвана. Однако здесь впервые в Средней Азии ярко и зрело для своего времени были уже проявлены черты самобытной бухарской школы в целом и в типе медресе в частности. Так, во входной части прямой проход во двор был забран чугунной решеткой, и во двор вели расходящиеся по сторонам от купольного вестибюля коленчатые коридоры. Они же вели и в, расположенные по углам входной части двухсветные залы - мечеть и дарехону. Последние благодаря четырем глубоким арочным нишам по осям, получили крестовидное очертание.
Необычайно стройны и изысканны пропорции этого здания. На главном фасаде по сторонам от высокого портала размещены значительно пониженные крылья, где впервые в Мавераннахре устроены раскрытые наружу двухъярусные арочные лоджии. На углах фасада располагались не традиционные при Темуридах минареты, а выступающие на три четверти на высоту боковых крыльев башни-гульдаста. Такие башни а также раскрытие крыльев наружу арочными лоджиями также станут впоследствии характерной чертой бухарского зодчества. При реставрации 1535 г. главный и дворовые фасады медресе были облицованы новым майоликовым декором.
Второй крупной постройкой эпохи Темуридов в Бухаре явилась мечеть Калян, выстроенная заново на основаниях мечети, сооруженной Караханидом Арсланханом в 1221 г. В XV в. она представляла собой образец типичной соборной мечети, сложившейся к этому времени в Средней Азии. Прямоугольный двор был застроен многокупольной (288 куполов) галереей
32
на кирпичных столбах. На четырех осях двора размещены портальные айваны. На главной, продольной оси расположен портальный вход и в глубине двора находился зал мечети, крытый крупным двойным куполом. Из них внешний сфероконический бирюзовый купол был вознесен на высоком барабане и главенствовал в окружающей застройке. Это обширное сооружение являлось второй по величине, мечетью в Мавераннахре, после мечети Биби-ханым в Самарканде. Диссертант, как и ряд других исследователей (184 и др.), склонен отнести ее возведение ко времени Улугбека. Богатый декор мечети составляют кирпичные и кашинные мозаики и майолики. В первой половине XVI в. была перестроена и декорирована входная часть здания. В этом виде оно сохранилось по настоящее время.
По исследованиям К.Джумаева и Л.Ю. Маньковской, к сооружениям времени Улугбека можно отнести и столпно-купольную Таш-мечеть в Бухарском оазисе вблизи села Гиджумак ( Гиждуванский район, обмер К. Джумаева 1974 г.) Это было квадратное в плане (17x17 м высота -15,7 м), четырехстолпное девяти купольное (диаметр куполов около 4 м) беспортальное сооружение центрической композиции (183, с. 169). В центральном отсеке мечети устроен шестигранный световой фонарь, завершенный куполком уменьшенного диаметра. Михраб украшен резным ганчем и сталактитами в своде ниши.
Датировку этого памятника Л.Ю.Маньковская определяет на основе следующих соображений: «Местное предание приписывает Улугбеку, лечившемуся под Вабкентом в местечке Кумушкент, постройку этой мечети на старом кладбище у дороги из Бухары в Самарканд. Это может датировать мечеть первой половиной XV в., что не противоречит конструктивной основе и формам здания. Исторически факт пребывания Улугбека в Бухарском оазисе в 1417 и 1420-1421 гг. подтверждается» (183, с.170). Учитывая, что четырехстолпные купольные мечети были характерны для Бухарского оазиса с IX в. и хорошо сохранились с XI в. (Диггарон в
- Киев+380960830922