Ви є тут

Историко-архитектурное наследие Иргизских монастырей XVIII - начала XX вв.

Автор: 
Закирова Татьяна Тимофеевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
295537
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА I. ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ МОНАСТЫРСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В СТЕПНОМ ЗАВОЛЖЬЕ...................................12
1.1. Исторические предпосылки освоения юго-восточных территорий края 12
1.2. Природно-климатические условия и особенности ландшафта степного Заволжья...........................................................19
1.3. Роль социально-экономических и духовно-религиозных факторов в возникновении и развитии Иргизских монастырей......................22
1.4. Этапы монастырского строительства на Иргизе...................42
Выводы по первой главе.............................................50
ГЛАВА 11. АРХИТЕКТУРНО-КОМПОЗИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ИРГИЗСКИХ МОНАСТЫРЕЙ.........................................................54
2.1. Своеобразие функциональной и ландшафтно-планировочной организации Иргизских монастырей...............................................54
2.2. Пространственно-композиционные решения монастырских ансамблей 67
2.3. Архитектурно-стилистический анализ Иргизских монастырей.......78
Выводы по второй главе.............................................98
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСТОРИКОАРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ИРГИЗСКИХ МОНАСТЫРЕЙ......................102
3.1. Современное состояние историко-архитектурного наследия Иргизских монастырей........................................................102
3.2. Концептуальная основа возрождения Иргизских святынь..........118
3.3. Принципы сохранения архитектурно-градостроительного и культурного наследия Иргизских монастырей.....................................124
Выводы по третьей главе...........................................129
Результаты исследования, выводы и рекомендации....................132
Библиография.....................................................137
ССЫЛОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ...............................................146
ПРИЛОЖЕНИЕ. Историческая справка о третьем этапе монастырского строительства на Иргизе.................................................152
3
ВВЕДЕНИЕ
Работа посвящена исследованию историко-архитектурного наследия Ир-гизских монастырей, основанных в степном Заволжье в середине XVIII в. ста-рообрядцами-реэмигрантами из Польской Ветки.
Монастырям суждено было выполнить особую миссию в исторических событиях заселения и освоения пустующих земель, отразив в своих судьбах последствия одной из самых трагических страниц Русской Православной Церкви - реформы патриарха Никона и последовавшего за ней раскола, не преодоленного до сегодняшнего дня.
В годы своего расцвета - первая треть XIX в., монастыри владели тысячами десятин земель, в них было около 3 тыс. иноков и насельников, а их значение как духовно-религиозного и культурного центра древлего благочестия стало всероссийским. В некоторых источниках они известны как «Царство иноков».
В 40-с годы XIX в. старообрядческие монастыри были насильственно преобразованы в единоверческие, а после 1917 г. - разрушены храмы, строения; утрачены многие реликвии, а остававшаяся часть - рассредоточена в музеях, хранилищах библиотек разных городов. В настоящее время открыты два из бывших пяти монастырей, в них освящены храмы и положено начало возрождению Йргизских святынь.
Сохранившиеся исторические материалы, раритеты, памятники градостроительного искусства и архитектуры несут черты национальной культуры, местных традиций и народного зодчества, на которых базируется архитектурная преемственность, методика восстановления, реконструкции и реставрации монастырских комплексов.
15
выгодных для государства решений. Хотя Синод и не поддержал ее предложений, тем не менее, она настояла на ряде важных решений. Вот ее заключительные слова: «Секретарь, пишите: На общей конференции сената и синода 15 сентября 1763 года определено (есть): тех, кои церкви Божией во всем повинуется (есть), в церковь Божию ходят (есть), отца духовнаго имеют (есть) и все обязанности христианския исполняют, а только двуперстным сложением крестятся (есть), таинства ея не лишать (есть), за раскольников не признавать (есть) и от двойного подушнаго оклада освобождать (есть)» !0. Эти решения заложили основы новой политики: гибкое сочетание государственных интересов с веротерпимостью и попечительством к подданным империи, включая и тех, кто бежал за ее пределы. В этот период таким центром раскольников было «местечко Ветка» в Польше, где они основались после осады и разгрома Соловецкого монастыря (1668 -?• 1676 гг.), из которого распространялось их влияние на другие центры. Ранее правительством неоднократно предпринимались политические и военные меры: так называемые «выгонки» (1733-М 741 гг.)п, их водворение в Россию под строгий надзор. Однако Польское правительство неохотно шло на выдачу беглецов, а разоренный войсками центр быс тро возрождался, привлекая из России не только беглых крестьян, но и образованных и состоятельных людей разных сословий. По этому поводу известно пессимистическое высказывание Екатерины II «... нет надежды, чтобы они (раскольники) возвратились в Россию, еще менее - к православию, покамест они там (в Польше)»12.
Рассматривая государственную политику освоения пустующих территорий, его экономического развития и смягчение отношения к старообрядцам как главные исторические предпосылки возникновения Иргизских монастырей, необходимо подчеркнуть приоритет государственных интересов и решительность
10 Речь Императрицы Екатерины Великой О старообрядчестве, сказанная на общей конференции синода и сената 15 сентября 1763 года. // file//C:\Documents and Settings\User\Loca! Settings\Temporary Internet File
11 Зеньковский C.A. Русское старообрядчество. Духовные движения семнадцатого века. - М. Церковь. 1995. с. 429-431.
1? Ссылка по: Ряжсв A.C. Иргизскис старообрядческие общины во второй половине XVIII -первой половине XIX вв.: Дне. на звание ученой степени канд. нстор. наук. - М. 1995. с. 75.
16
в достижении целей политики. Не пожелавшие вернуться добровольно и оставшиеся в Ветке общины старообрядцев в 1764 г. были «водворены» уже под конвоем в Сибирь, главным образом в Забайкалье, где образовали компактные зоны расселения с традиционным укладом жизни13. Войсками были разрушены храмы, монастыри, слободы и Ветка как духовно-религиозный и культурный центр старообрядчества надолго потеряла свое значение.
Общий процесс закрепления территорий и формирование оседлого народонаселения в степном Заволжье осуществлялся параллельно по нескольким направлениям, путем предоставления обозначенных в «реэстрах» земель и под управлением разных контор расселения, что привело к образованию нескольких, этнически и культурно обособленных зон расселения. Переселенцы из Украины и Белоруссии (малороссы) обосновались на землях вниз от Саратова по р. Еруслан, реэмигранты из польской Ветки (великороссы) по р. Большой Ир-гиз, колонисты из Европы (в основном - немцы) по р. Караман и вокруг Саратова, уральские казаки - по р. Узень. По выражению исгорика-исследователя Саратовского края Гераклитова A.A. ее территория в этнографическом отношении стала похоже на одеяло, сшитое из маленьких разноцветных лоскутков14.
Условия переселения, предоставляемые льготы и общий перечень мест, в которых могли основаться реэмигранты из Ветки был определен указом Сената от 14 декабря 1762 г. «О позволении раскольникам выходить и селиться в России на местах означенных в прилагаемом у сего реэстре», по которому бежавшим старообрядцам разрешалось возвращаться в Россию следующим порядком: «сим Ея Имперагорскаго Величества указом, всем живущим за границею Российским раскольникам объявить, что им позволяется выходить и селиться особливыми слободами, не только в Сибири на Барабинской степи и других порожних отдаленных местах, но и в Воронежской, Белогородской и Казанской Губерниях, на порожних же и выгодных землях, где полезнее быть может, и
13 Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIII-XX вв. - Новосибирск, Изд-во Февраль. 1994. с. 34.
14 Гераклитов A.A. История Саратовского края в XVI-XVII вв. - Саратов: Изд. Дукарь. 1923. с. 369.