2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.......................................................3
ГЛАВА 1 ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗРАСТАНИЯ РОЛИ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА СЕРВИСА В ИЗМЕНЯЮЩИХСЯ УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
1.1 Социальный институт сервиса как качественная структура социально-культурного обмена в условиях российской общества.. 19
1.2 Специфические черты компонентов
институционального сервиса............................47
1.3 Организационно-нормативная база социального института сервиса...............................................83
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА СЕРВИСА В РЕФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
2.1 Теоретическая основа соци&пьного института сервиса.115
2.2 Субъекты сервисных отношений.......................148
2.3 Социально-духовные аспекты сервиса.................177
ГЛАВА III ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА СЕРВИСА НА СОЦИАЛЬНУЮ МОБИЛЬНОСТЬ
3.1 Взаимосвязь сервиса с нормами социального порядка.208
3.2 Интенсивность интеграционных процессов в
рамках сервиса........................................227
3.3 Взаимообусловленность социальной мобильности
и развития сервиса....................................240
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................254
БИБЛИОГРАФИЯ
267
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Характер происходящих перемен в российском обществе привлекает внимание социологов к изучению современной ситуации. Социальное пространство, понимаемое как система социальных полей, возникающих во взаимодействии «человек-производство-социальная среда» потеряло стабильность. У его компонентов ослабла логика взаимодействия. Возникло противоречие между субъектом и системой воспроизводства жизненных средств. Вследствие этого российское общество утратило импульсы к устойчивому развитию, в нём возросло экономическое, социально-культурное неравенство. Потребности людей как источник саморазвития, самореализации оказались в отрыве от реальных возможностей. В обществе начали преобладать искажённые нормы поведения. Снизились престижность честного труда, значение социальной справедливости. Перестали действовать законность и зависимость уровня доходов от результатов труда.
Для преодоления сложившегося положения назрела необходимость пересмотра подходов к роли социальных институтов в организации социальных процессов. Одним из таких институтов, формирующим социально-психологический механизм стабильности и устойчивого развития, является социальный институт сервиса. Его возрастающее значение вызвано мировой тенденцией, связанной с переходом от производящей к обслуживающей экономике, где ставка делается не на «технику» и даже не «труд», а на интеллект человека. Разворачивающаяся софтизация (превращение нематериальных ресурсов в фактор экономического развития) определяет современную стабилизацию и конкурентоспособность социальных систем. В этой связи внедрение в жизнь организационных принципов социального института сервиса, определяющих индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), уровень доверия, внедрение наукоёмких технологий, качество жизни, позволяют изменить характер российского общества. Они становятся важнейшими показателями в организационно-
27
II Услуги, определяющие социализацию повышенных потребностей социальных групп (формирование интеллекта)
Естественные (первичные потребности) Социогенные (вторичные потребности)
Охрана и укрепление здоровья Совершенствование способностей людей
Развитие семейной жизни Развитие индустрии личностного времени
Безопасность и престижность производства Услуги культу рных учреждений
Этические нормы взаимодействия Повышение уровня образования
Как показывает дифференциация понятия «сервис», каждая услуга - это вид деятельности по удовлетворению потребностей как способ разрешения противоречия между организмом человека, его желаниями и окружающей средой. Реализация услуг - процесс жизнедеятельности с возрастающей или ослабевающей силой социально-биологической напряженности.
Для исследования нам необходимо выделить возникающее единство услуг с ростом материального благосостояния, где увеличивается роль права, морали, образуя социальный институт сервиса. Данный институт закрепляет систему социального капитала (интенсивность коммуникаций). Здесь сервис в процессе развития деловых отношений становится показателем соотношения ожидаемого результата и реальных затратных усилий в изготовлении вещей и оказания помощи. Уровень зрелости социального института сервиса соорентирован на «идеальный тип» взаимоотношений с прочными связями, эффективными результатами, исходящими от «обязательной службы во имя человека».
Социальный институт сервиса выработал собственную организационную структуру. Она включает три важнейших компонента: агент - клиент - социальное поле (взаимодействие, взаимопонимание). Специфика агента как структурного компонента - это инициативность в действиях индивида, он стремиться заявить о себе, предлагая окружающим
28
людям свои изделия, способности. Агент стремиться к оперативному и эффективному воспроизводству недостающих вещей, услуг в жизнедеятельности. Он в социальном пространстве хочет стать субъектом действия, т е. активно влиять на развитие окружающего мира. Его действия -это реализация желаний, выполнение легитимных решений, обогащение жизнедеятельности через насыщение предметов потребления, преодоление отчуждения.36 Агент проявляет постоянно инициативный риск, он выбирает тот самостоятельный характер действий, который приводит к гармонизации социальных действий. Агент в условиях социального сервиса (взаимопонимания) обретает собственную стратегию. Он познает и воспринимает реакцию от предпринятых действий как сигнал к поиску профессионального дела, в котором бы снизилась его напряженность, сохранилась бы его индивидуальная свобода. Агент совершенствует для этой цели самоконтроль, он усваивает законы рыночной психотерапии (доставлять радость потребителям), достигая эффекта доверия. В российском обществе осваивают статус агента до 10 млн. человек, ими закладываются основы доверия в межличностных отношениях, без которых не могут возникнуть и действовать рыночные отношения.37 Агенты социазьного института сервиса - это одиночки, индивидуалы, беспредельно нуждающееся в поддержке со стороны государственной власти. В лучших традициях рыночных отношений европейских государств имеют 85-95% уровня доверия, тогда как в России из-за вмешательства бПрокСатических структур, при сохранении жесткого центршшзованного управления уровень доверия остается на критической отметке - 34%. Предельно допустимый уровень доверия в развитии социально- экономических, предпринимательских
до
действиях - 33,3 %:' В России отсутствует добровольная сертификация товаров, вход в рынок дорогой и разорительный.
6 См.: Бурдье П. Социология политики - М.. 1993 - С. 14.
■ ' См.: Шмелев Н. Не мешайте экономике //Век - 2001 №1.
•,!ч См.: Олейник Л Издержки и перспективы реформ в России. Институциональный подход - М., 1997 - С.8.
- Киев+380960830922