Ви є тут

Приватизация как социальный процесс

Автор: 
Андреева Ольга Юрьевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
1000301837
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение 3
Глава I. Модернизация как процесс социальной трансформации 12
1.1. Проблема модернизации в современной социологии 12
1.2. Особенности российской модернизации.................... 33
1.3. Циклы российской модернизации.......................... 52
1.4. Переход к новому циклу отечественной модернизации.... 72 Глава II. Место приватизации в модернизационном процессе 89
2.1. Приватизация как экономическая основа модернизации... 89
2.2. Социальные условия модернизации...................... 111
2.3. Социальные агенты приватизации........................ 135
2.4. Социальные последствия приватизации.................. 157
Заключение....................................................... 177
Литература и источники........................................... 181
2
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность темы исследования.
Приватизация российского общества продолжается около десяти лет и сохраняет все характерные черты острой проблемы. Вследствие этого, в российском обществе постоянно подвергается сомнению и ее необходимость, и ее содержание, и проведенные в ее рамках конкретные мероприятия.
Неупорядоченность социальных институтов фиксируется во всех сферах хозяйства. Поэтому вновь образованные рыночные институты сталкиваются с архаичными социальными механизмами и плохо укореняются в обществе.
Отечественная приватизация в отличие от западных стран разворачивалась по специфическому сценарию. Если западная приватизация является инструментом экономического регулирования, то российская несет гораздо большее количество функций.
Споры вначале о том, какими методами должна быть реализована приватизация, а затем, какие последствия она принесла, постоянно происходят и в политических, и в научных кругах, и в обществе.
Отношение к приватизации в научных кругах определяется той теоретической концепцией, которую исповедует ученый. Наиболее продуктивным подходом для исследовательского анализа представляется использование модернизационной парадигмы. Научной проблемой в этом случае является наличие множества модернизационных концепций, для которых не создано общее понятийное пространство.
Приватизация является ключевым процессом модернизации, так как реформирует старые и создает новые социальные, экономические, культурные и политические институты общества. Она радикальным образом трансформирует существующую социальную структуру, разрушая предыдущие социокультурные слои и группы, и создавая новую систему отношений.
есть социальная система, достигшая наивысшего уровня самодостаточности в отношении к своему окружению.
Основание для теории модернизации создавали концепции К. Маркса о переходе, в связи с разделением труда и классовой борьбой, от одной экономической формации к другой, более прогрессивной, и М. Вебера о современном капитализме как неизбежном следствии исторического развития Европы. Трактовки представлений о капитализме Маркса и Вебера различаются в том, что у Маркса определяющим являлся экономический элемент формы собственности на средства производства. Вебер главной чертой современного общества и капитализма считал бюрократическую рационализацию. Маркс определял классы по их отношению к средствам производства и считал классовую борьбу движущей силой общественного развития. Вебер определял социальный класс как совокупность индивидов, выделяемых на основании экономических (отношение к собственности) и внеэкономических критериев. Следовательно, в обществе можно выделить столько классов, сколько существует форм собственности и типов общностей образов жизни.
Методологические подходы К.Маркса и М.Вебера к изучению общества расходятся в ряде принципиальных моментов. В концепциях, точнее в их теоретическом ядре, есть, однако, и общие черты, замеченные еще в начале XX века советским историком Неусыхиным: «в методологии и логике Вебера все время господствует влияние Риккерта, а в его истории и социологии сильно влияние Маркса»1. Оба мыслителя видели в обществе, прежде всего, продукт длительного и противоречивого нагори чес кого развития, оба исследовали изменения общества через функционирование экономической системы.
1 Неусыхин А. И. «Эмпирическая социология» Макса Вебера и логика исторической науки// Вебер М. Образ общества. - М., 1994. С.591.
18
Рассмотрим характеристики общества, изложенные Марксом. Он изложил их в работе «К критике политической экономии (Предисловие)», опубликованной в Берлине в 1859г. «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или - что является только юридическим выражением последних — с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественно-научной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства, от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче - от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение. Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что см он о себе думает, точно также нельзя судить о подобной эпохе переворота по ее сознанию... Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем
19