Ви є тут

Особенности социализации студентов, ориентированных на профессиональную политическую деятельность

Автор: 
Миневич Яков Владимирович
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
192862
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.......................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения
социализации студен ческой молодежи...........................12
§ 1. Социологические концепции социализации...............12
§ 2. Жизненные планы как интегральный показатель
социализации студенческой молодежи........................41
Г лава 2. Эмпирическое исследование особенностей социализации студентов, ориентированных на профессиональную политическую
деятельность..................................................93
§ 3. Специфика жизненных планов студентов, ориентированных
на профессиональную политическую деятельность.............93
§ 4. Феномен демонстративной социализации................139
Заключение...................................................155
список использованных источников и литературы................160
Приложения.................................................. 179
ВВЕДЕНИЕ
3
Актуальность темы исследования. Почти 20-летний период коренных преобразований социально-экономической, политической и культурной жизни России существенным образом повлиял на процессы социализации молодежи. В целом свойственная переходным эпохам аномия сохраняется в российском обществе, однако уже более определенно проявляются устойчивые ценностно-ориентационные комплексы, которых придерживаются россияне. Исследования 1990-2000-х гг. показывают, что при всех противоречиях и незавершенности процесса преобразований происходит либерализация структуры базовых ценностей, легитимизируется реформирование общества и в то же время обостряются проблемы, связанные с поддержкой властно-регулирующих отношений. В этой связи одной из сфер наиболее масштабных ценностно-нормативных и поведенческих конфликтов остается сфера власти, политической деятельности.
Общественные условия, в которых происходит процесс социализации новых поколений, уже в меньшей мере, чем в начале 1990-х гг., характеризуются неопределенностью и непредсказуемостью. Наиболее крупные сдвиги произошли в сфере экономики, где возобладал институт частной собственности, что решительно изменило типичные социализационные траектории для молодежи в сравнении с советскими временами. Принципиально изменилась правящая элита, и, соответственно, изменились пути рекрутирования в нее и система подготовки к освоению властных функций.
Новая российская элита вне зависимости от того, является ли она «новой» в полном смысле этого слова, или это прошедшая ресоциализацию прежняя элита, заинтересована в преемственности сво-
18
институциональными средствами их достижения12 и в основе всяких социальных изменений лежат противоречия между ценностями и институтами. Любое общество в определенной мере аномично — иначе оно не претерпевало бы изменений. Для Дюркгейма фундаментальным является постулат, согласно которому личность подсознательно всегда с тремится к интегративному и адаптивному поведению13. Многие неадекватные и саморазрушительные действия оказывались понятными, если их рассматривать как попытки адаптации личности к условиям существования. Мертон же, развивая собственную теорию аномии, исходил из положения о том, что существуют два основных элемента социальной и культурной структуры: определяемые культурой общества цели и стремления (включая успех, деньги, материальные атрибуты и т. д.), и приемлемые способы для достижения целей и стремлений, установленных обществом. В обществе для поддержания нормативной функции требуется баланс между стремлениями и средствами достижения этих стремлений (наличие у индивида внутреннего удовлетворения тем, что каждый играет по правилам, и тем, что он может рассчитывать на внешнее вознаграждение в виде реальных и равнодоступных способов достижения целей).
Не менее важно, чтобы культурно желательные цели были законно достижимы для всех социальных слоев общества. По мнению Мертона, в разных обществах наблюдается различное соотношение между обусловленными культурой целями и легальными средствами их достижения. Как следствие, возможны несколько вариантов адап-
12 См.: Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социол. исследования. — 1992. — №2, — С. 90-91.
13 См.: Дюркгейм Э. Социология: Ее предмет, метод и назначение: Пер. с фр. /Сост., послесл., примеч. А. В. Гофмана. — М.: Канон, 1995.
19
тивного поведения индивидов в обществе. Мертон разработал типологию адаптивного поведения личности в обществах с различными условиями: подчинение, инновация, ритуализм, ретретизм, мятеж14. Ни один из этих типов адаптации не избирается индивидом сознательно, а также не является утилитарным: все они являются результатом напряжений в социальной системе и в определенной степени спонтанны. Задача агентов социализации и ресоциализации заключается в достижении социальной зрелости индивида, которая позволит ей выбирать наиболее подходящий и соответствующий сложившимся условиям типовой позитивной адаптации, в том числе путем ресоциализации. В противном случае возможен вариант десоциализации.
Среди теорий, ориентированных на объяснение социокультурной составляющей социализации, особо значима концепция П. Сорокина. На ранней стадии она носила явно выраженный бихевиористский характер 5. Сорокин, в частности, выделял три основных составляющих социализации: космическо-географическую (адаптация к климату, территории и пр.), биолого-физическую (на основе базовых потребностей, таких как голод и жажда) и психологическую (возникающую из подражания, внушения и пр.). Согласно его позиции, социализация происходит посредством трех основных форм поведенческих актов и реакции на них общества: дозволенных актов с должной реакцией, запрещенных актов с наказанием и рекомендуемых с наградой. Позже, в американский период творчества, Со-
14 См.: Мертон Р., Указ. соч. — С. 94.
15 См.: Сорокин П. А. Преступление и кара, подвиг и награда: Социол. этюд об основных формах обществ, поведения и морали /Изд. подгот. В. В. Сапов. — СПб.: Изд-во Рус. Христианск. гуманит. ин-та, 1999.