Вы здесь

Организация архитектурно-градостроительного проектирования в СССР : Этапы, проблемы, противоречия, 1917 - 1933 гг.

Автор: 
Казусь Игорь Александрович
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
2001
Артикул:
270277
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

•I
г
•I
г*
2
СОДЕРЖАНИЕ Том I
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1.
Поиск форм централизации архитектурного проектирования в период военного коммунизма (1917-1920)
1.1. Предложения зодчих по организации архитектурно-строительного 11
дела России накануне Октябрьской революции
1.2. Идея государственного руководства архитектурой и возникнове- 26
ние первой советской архитектурно-художественной мастерской
1.3. Попытка создания центра архитектурно-строительного управления 53
и контроля в системе ВСНХ
1.4. Формирование в Наркомпросе архитектурно-художественного 64
центра
1.5. Выводы 78
ГЛАВА 2.
Структура архитектурно-строительного дела и деятельность архитекторов авангарда в годы НЭПа (1921-1928)
2.1. Первые проектно-строительные организации НЭПа 79
2.2. Подрядные проектно-строительные организации на базе новых 93
технологий и внедрение авангарда в практику строительства
2.3. Архитекторы авангарда в отраслевых проектных трестах ВСНХ 107
2.4. Архитектурные конкурсы как рычаг внедрения новой архитектуры 124
*4
Г
3
2.5. Выводы 144
ГЛАВА 3.
л*
Переход к индустриализации страны и модернизация структуры архитектурного проектирования (1929-1933) ^
3.1. Дискуссия о формах организации архитектурного проектирования +45' и ее результаты
3.2. Обособление организаций проектирования городов 163
3.3. Новый этап создания архитектурных мастерских для реализации 175
плана реконструкции Москвы
3.4. Выводы 195
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 196
Общие выводы по результатам исследования 204
ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВАМ 1-3 206
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРА ТУРА И ИСТОЧНИКИ 288
Том II ПРИЛОЖЕНИЯ
СВОД ОСНОВНЫХ АРХИТЕКТУРНО-ПРОЕКТНЫХ 343
ОРГАНИЗАЦИЙ СССР (1917-1933)
Принятые сокращения 597
ТАБЛИЦЫ 600
Список таблиц 664
1920 г.) план ГОЭЛРО. “Приблизительное задание” на проектирование поступило от Электростроя Комгосоора 15 февраля 1921 г. [569], но как показал расчет, наличными силами нового отдела (все еще неукомплектованного)19 выполнить задание в отведенные 2 месяца было невозможно, - потребовалось привлечение специалистов бывшей Архитектурной мастерской Моссовета (действовавшей в это время в Мос-комгосооре) на сдельной основе.20
Уточненное задание по данным Электростроя разработала комис-
! I
сия в составе А.К. Иванова (председатель), Б.А. Коршунова, С.Е. Чернышева, Н.Я. Колли, возглавившая всю работу. Круг привлеченных архитекторов виден из состава рабочего совещания в Архитстрое 2 апреля 1921 г.: А.М. Гордсвич (помощник управляющего Архитстроем),
A.К. Иванов и от мастерской Моссовета - A.B. Щусев, П.А. Голосов,
B.Д. Кокорин, Колли, Коршунов, Норверт, Поляков, Чернышев, Элкин, а также архитекторы Электростроя В.П. Бржостовский, А.Д. Гиршен-берг, С.Н. Грузенберг, М.М. Чураков.21 По поселку Кожуховской электростанции совещание рекомендовало для разработки эскизы жилых домов и планировки поселка, выполненные Норвертом. В дальнейшем в 1921 г. проекты по всем поселкам выполнили JI.A. Веснин, П.А. Голосов, Кокорин, Колли, Коршунов, Норверт, Поляков, Чернышев, Элкин.22
Развивавшаяся, хотя и в ограниченных объемах, архитектурно-строительная практика вызвала необходимость создания в Архитстрое укрупненного проектно-технического отдела, включившего отделения поселкового, жилищно-больничного строительства, правительственноадминистративных, культурно-просветительных зданий (заведующий А.К. Иванов, затем Г.Б. Бархин). Отдел сложился, по воспоминаниям Бархина, как “комплекс архитектурных мастерских”: “Это было нечто, - писал он, - вроде созданных через 15 лет в Москве архитектурно-
•I
г
66
проектных и планировочных мастерских [...]. Однако в тех условиях крайне ограниченных реальных возможностей и частых организационных перестроек широкой практической работы осуществить не удалось, несмотря на такой блестящий состав работников, и каждый из участников этого коллектива пошел по своему, избранному им пути. Но сама по себе идея объединения наличных архитектурных сил для централизованного проектирования интересна и оказалась в последующем плодотворной” [306, с. 198].
Хотя ряд мастеров, сотрудничавших с Жолтовским, к 1921 г. перешел на преподавательскую работу, а структуры мастерских (Моссовета, Архитстроя, Наркомпроса) были неустойчивы и подвергались многократным реорганизациям, тем не менее сработавшиеся в них группы архитекторов в течение ряда последующих лет сохраняли устойчивость и, с теми или иными изменениями в составе, участвовали в крупных проектно-планировочных и строительных работах: в комиссии “Новая Москва” под руководством Жолтовского, а затем Щусева (1922-1924), в строительстве Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923 г. в Москве, сооружении первого крупного жилого комплекса - рабочего поселка в Иваново-Вознесенске (1924-1925 гг.) и других.
1.4. Формирование в Наркомпросе архитектурно-художественного
центра
В Наркомпросе, Отдел изобразительных искусств (Отдел ИЗО) которого объединил выдающихся деятелей искусства, в 1918 г. началось формирование другого центра Республики - архитектурно-художественного. Поставив перед собой цель - “придти на помощь строительству; планомерно развить его, [...] проникнуть во все хозяйство