Вы здесь

Историческое развитие сети высших учебных заведений и теоретическая модель формирования градостроительной системы вузов в крупном городе Западной Сибири : На примере Томска и Новосибирска

Автор: 
Дудина Татьяна Сергеевна
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
2002
Артикул:
270861
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 6
Глава 1. Эволюции развит ия высших учебных заведений в структуре развивающихся городов 13
1.1. Исюрическое размещение и развитие комплексов высших учебных заведений 13
1.2. Формирование образовательных центров с просветительскими функциями как новых элементов городской среды 22
1.3. Типологические схемы развития комплексов высших учебных заведений 37
Выводы по первой главе 48
Глава 2. Предпосылки формирования сети высших учебных заведений как градостроительной системы 49
2.1. Экономические предпосылки развития новых форм межвузовского взаимодействия 49
2.2. Социально-психологические аспекты влияния юродской среды на воспитание личности 62
2.3. Планировочно-пространственные условия формирования если высших учебных заведений 75
Выводы по второй главе 94
Глава 3. Теоретическая модель градостроительной системы высших учебных заведений в структуре крупного города 95
3.1. Фу нкциональная сюрона межвузовской кооперации как основа формирования особой градостроительной инфраструкту ры 95
3.2. Возможности разки I ия структурных элементов и коммуникационных связей модели градостроительной системы вузов 110
3.3. Кохиюшционнопространствеиная организация
градострои тельной системы вузов к структуре цен I ра города 125
Выводы по трет ьей главе 142
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 143
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ 145
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 146
ПРИЛОЖЕНИЯ 153
Материалы характеризующие развитие сети вузов по историческим периодам:
Приложение 1. 1880 - 1920 гг. 154
Приложс! Iис 2. 1920 - 1940 гг. 164
Приложен ис 3. 1940 - 1960 гг. 171
Приложение 4. 1960 - 1980 гг. 182
Приложение 5. 1980- 2000 гг. 192
Приложение 6. Территориальные возможности комплексного развития вузов (проф. Е.С. Пестеренок) 195
Приложение 7. Западно-Сибирский регион 20!
Приложение 8. Томск (1880 - 1920 гг.) 202
11 ри ложе 11 ис 9. Томе к (1900 г.) 203
Приложение 10. Новосибирск (1920 40 гг.) 204
11риложение 11. Томск (1940 - 60 гг.) 205
Приложение 12. Новосибирск (1940 - 60 гг.) 206
11риложе1 f ие 13. Томск (1960 - 80 гг.) 207
Приложение 14. Новосибирск (1960 80 гг.) 208
Приложение 15. Разви Iие архитекту ры вузов Томска и 11овосибирека 209
Приложение 16. Культурно-просветительские структуры Новосибирска 213
11риложение 17. Выявленные схемы развития сети вузов 214 Приложение 18. Эволюция формирования пространственнокомпозиционной схемы у чебных заведений 215
выстроенные на средства благо (верительных обществ. Комплексы являлись градостроительными акцентами, вносившими новый масштаб в юродскую среду, а также новую функцию и современное архитектурное решение, становясь важными элементами, демонстрирующими достижения прогресса и развитие образовательных функций. Эти процессы характерны и для других городов Западной Сибири.
В этот период Новойиколаевск вырос в крупный торюво-трапспорг-пый узел Сибири и стал экономическим центром тяготевшей к нему обширной зоны. Однако в городе практически отсутствовало элементарное блаюусфойство. а основная масса застройки представляла собой оджпгажные строения. Относительно представительный облик имели лишь отдельные отрезки Новониколаевского проспекта, застроенные кирпичными торговыми и деловыми зданиями.
Одним из крупных градостроительных комплексов в Новониколаевске, центром образования должен был стать Народный дом. Необходимость строительства широко обсуждалась в местной прессе: «Россия стои1 на грани нового пути - развития и прогресса. Широкие массы народа желают света. Подготовку этих масс на будущее дело должен исполнить Народный дом» [15]. В 1910 I. Городской думой был отведен участок земли, равный 540 кв. саж., а прилегающая площадка Реального училища, крупнейшего учебного заведения юрода, увеличивала эту площадь до 1080 кв. саж. Площадка располагалась в центральной части города на Старобазарной площади (прил. 16) [ 15].
Уже в этом проекте специализированного комплекса видны харакюрные черты формирования, получившие дальнейшее развитие в 20-е гг. XX в.: сложное многофункциональное здание с прилегающей площадью, объединенное с другими элемешами (Реальным училищем) зелеными насаждениями. Это было крупномасштабное здание, использующее все достижения современной науки, которое было призвано формировать облик центральной части города.
26
До этого Народный дом располагался в доме Ф.Д. Маштакова. посещали который только работающие на его предприятиях семьи рабочих. По растущая потребность в больших площадях, в связи со вес увеличивающимся количеством желающих получать внешкольное образование, привела к созданию Общества и необходимости строительства Народного дома «помещения для всех культурно-просветительских организаций, долженствующих служить школой для народа, лабораторией общественного воспитания», а также народной читальни, библиотеки, музея наглядных пособий, народного театра.
Был создан «Фонд Народного дома» и учреждена «Золотая книга», в которую вносили имена тех. кто жертвовал более 10 р. на строительство. Разработка проекта и строительство происходили по заказу Ново-Николаевского Общества Попечения о Народном Образовании. Проект был заказам А.Д. Крячкову. неоднократно обсуждался на собраниях Общества и был рассмотрен и принят в 19)2 г. Проект здания Народного дома утвержден Строительным Отделением Томского Губернского Управления (протокол от 6 сентября 1912 г. № 182) 115 ].
Здание должно было иметь библжмеку с книгохранилищем, классные ком на I ы для занятий, столовую, зрительный зал на 1188 чел. Назначение зрительного зала - обслуживать спектакли, лекции, концерты, танцевальные вечера, детский сад в будничные дни и свободные часы. Это был многофункциональный комплекс с большими градоформирующими возможностями.
В 1913 г. Общество Народного Образования произвело закладку фундаментов Народного дома. Прекращение притока средств и война заглушили потребность Ново-Николаевскою Общества Народного Образования постройп> свой Народный дом (1916 г.). Строительство здания, которое должно было стать одним из главных архитектурных достопримечательностей города, было прервано и. несмотря на попытки возобновить строительство, осталось незаконченным 115].