Стр.
ВВЕДЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ.
3-12
ГЛАВА 1.Теоретико-методологические проблемы изучения ценностных ориентаций. 13-63
1.1. Ценности как регулятор поведения молодежи: 15-43 методологический подход
1.2. Понятие «ценностные ориентации» как 43-51 социокультурологическая категория.
1.3.Ценностные ориентации студенческой молодежи: 51-63 классификация и содержание.
ГЛАВА 2.Влияние ценностных ориентаций студентов на процесс культурной социализации. 64-159
2.1.Факторы формирования ценностных ориентаций • 64-128
студенческой молодежи и современная
образовательная среда.
2.2. Специфика студенческой молодежи - 128-139
региональный аспект
2.3. Система ценностных ориентаций студенческой 139-159 молодежи на примере Дальневосточного региона.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 160-165
ЛИТЕРАТУРА. 166-187
ПРИЛОЖЕНИЯ. 188-207
г
ВВЕДЕНИЕ.
3
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Социокультурная ситуация современной России характеризуется высокой степенью сложности ее процессов и форм. Когда социокультурная система находится в состоянии неустойчивости, то есть проходит точку бифуркации, принципиальное значение имеет выбор, который делает каждая личность, поскольку совокупность этих выборов как раз и определяет направление развития системы. Принципиальное значение для выбора личностью той или иной поведенческой стратегии имеют ценностные ориентации личности, а также ценностные ориентации того сообщества, в котором личность существует. В устойчивом состоянии социокультурной системы ценностные ориентации сообщества преобладают над ценностными ориентациями личности, поскольку работают механизмы, приводящие мировоззрение большинства членов сообщества в социомерную форму, и, прежде всего путем культурной социализации. Однако в ситуации социкультурного полураспада, характерного для двух последних десятилетий жизни нашего общества, дезориентация одних и исчезновение других механизмов воздействия системы, делают ценностные ориентации личности первичными.
В этих условиях принципиальное значение приобретает культурная социализация личности и всего сообщества (в масштабах человечества), поскольку только она позволяет, сохраняя различие ценностных ориентаций, избежать серьезных конфликтов, организовать диалогическое взаимодействие носителей противоположных ценностных установок.
Интерес к ценностной проблематике в социологии обусловлен нормативно-регулирующим характером функций, которые выполняет система ценностей в обществе. Являясь результатом развития культуры общества, ценности обладают способностью влиять на процессы формирования и изменения культуры. Социальное пространство и время выстраивают определенную иерархию ценностей, которая находится в
19
Сущность ценностного изменения Р.Инглехарт видит в фундаментальном сдвиге от материалистических ценностей к постматериалистическим. Движущей силой этих изменений является «растущая экономическая безопасность и обеспеченность».1 Он подчеркивает, что такие ценностные подвижки происходят чрезвычайно медленно.
Иное дело - переходные, кризисные эпохи, когда идет активное преобразование ценностной иерархии общества. Для кризисного состояния общества характерна противоречивость, незавершенность ценностей, норм, установок, падение значимости определенных ценностей, разочарование, отсутствие идеалов. Такое состояние описал еще Э.Дюркгейм, назвав его состоянием аномии, всегда сопровождающей общество в переходные периоды.2 Это состояние ценностно-нормативного вакуума, когда старые социальные нормы и ценности перестают действовать, а новые еще не установились. Кризисное состояние общества обуславливает переоценку ценностей, отбрасываются отжившие ценностные представления, наращиваются новые.
Аксиологическая трансформация общества не означает полного уничтожения предыдущих ценностей и создания принципиально новых. Это - изменение в иерархии ценностей, переход ценностной модели общества в качественно новое состояние, к качественно новой структуре.
В настоящее время глубоких социально-экономических преобразований в жизни российского общества происходит процесс динамического обновления блока ценностей. «Страна превратилась в «кризисный социум».3 И «одним из элементов общего кризиса, который переживает наше общество, является кризис структуры ценностей»4 Кризис системы ценностей проявляется в
ИнглехартР. Ценности в кризисном обществе.//Психологический журнал.-1991.-Т.12.№6.С. 129.
2 Дюркгейм Э. Ценностные и «реальные» суждения //Социологические исследования. -1991.-№2.
3 Лагаш Н.И. Социальные ценности и реформы в кризисной России.//Социологические исследования.-!993 -№9.-С 17-27.
1 Гордон Л.А .Социальная адаптация в современных условиях//Социологические исследования.-1994.-№8,-
С.6-7.
утрате прежних идеологизированных целей, идеалов, доминантных ценностных представлений. Новые реалии требуют формирования иных аксиологических моделей, социальных норм, принципов, бытийных смыслов, иного представления о человеке и обществе. «Старые» ценностные формы, потеряв регулятивную силу, не исчезли из сознания. «Новые» же, не имея еще реального основания, не укоренились, кажутся чужими и потому не играют значительной роли в жизнедеятельности больших групп людей.
Личность органически связана с социальной системой, с обществом в целом. Все более-менее значимые общественные явления, тенденции отражаются в состоянии людей. В случае же качественных сдвигов в ценностной структуре общества имеет место трансформация ценностных ориентации индивидов. Это неоднозначный и противоречивый процесс. Утрата, казалось бы, незыблемых ценностей, целей и принципов драматично и болезненно переживается людьми. И это констатирует многочисленные социологические исследования. Озлобленность, неверие в лучшее будущее, потеря жизненных ориентиров характеризуют современное состояние значительного числа россиян.1 Произошло резкое ослабление связей общества и индивида. Регулирование поведения человека в обществе происходит через соотнесенность с требованиями, предъявленными обществом. Современное же состояние таково, что требования неопределенны, размыты, нередко противоречивы. Разрушение прежних идеалов привело в конечном итоге к дезинтеграции общества, что повлекло резкое ослабление регуляции человека в обществе. Кривая роста преступности, алкоголизма, наркомании красноречиво свидетельствует об этом. Социологические исследования фиксируют повышенную конфликтность, агрессивность молодежи, ориентацию значительной части ее на девиантные формы поведения.2 А ведь именно молодежь является наиболее восприимчивой к любого рода изменениям
1 Рутксвич М И.Социальная ориентация выпускников в основной школс.//Социологические исследования. -1994.-№12.-С.37-39.
2 Завражин С.А.Харганович К.В.Новос поколение на периферии: конформисты или девианты?//Социологические исследования.-1993.№8.
- Киев+380960830922