2
Оглавление
Введение. Проблема индивидуального стиля............................................3
Глава I. Становление и расцвет творческой манеры Серебряковой (русский период 1884-1924)..........................................................................9
1.1. Истоки творчества Серебряковой: от реалистической школы работы с натуры к приемам модерна и неоклассицизма........................................9
1.2. Расцвет стиля художницы (1909-1915).....................................29
1.3Время политического переустройства: символическая и экспрессионистическая составляющая (1914-1919)...............................................51
I.4 Соотнесение манеры художницы с новыми требованиями к искусству в Советской России (1922-1924)...........................................................68
Глава 11. Развитие индивидуального стиля Серебряковой (французский период 1924-1967)..............................................................................83
II. 1. Соответствие индивидуального стиля Серебряковой и европейского ар деко
(1924-1928)..................................................................83
11.2 Новый расцвет творчества Серебряковой после "Выставки русского искусства
старого и нового" в Брюсселе (1928-1939)....................................111
11.3. Поздний период творчества (1939-1967).................................127
Заключение........................................................................146
Библиография......................................................................149
Примечания........................................................................157
Приложение №1: Малоизвестные произведения Серебряковой............................163
Приложение №2: Дополнения к списку выставок работ Серебряковой....................165
Приложение №3 Описание выставок работ Серебряковой 1967 -2004 168
*
3
Введение. Проблема индивидуального стиля
Искусство XX в. представляет интерес с точки зрения разнообразия стилевых форм: стиль, направления, течения, объединения, творчество отдельных мастеров находятся в сложнейших взаимоотношениях. Динамичная жизнь двадцатого столетия побудила многих художников к экспериментам, и каждый из них получил свое название. Модерн, в начале двадцатого столетия сменился фовизмом, кубизмом, дадаизмом, сюрреализмом, абстрактным экспрессионизмом. Вместе с ними продолжают развиваться традиции реализма, академизма, символизма, импрессионизма, неоклассицизма.
Диссертация посвящена изучению творчества З.Е.СеребряковоЙ, которое рассматривается в аспекте проблемы индивидуального стиля. В искусствоведческой практике стиль определяется как общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленных единством идейно-художественного содержания. Определяемое в данном объеме понятие «стиль» может быть применено как к отдельным произведениям или жанрам, к историческим стилям, а также к индивидуальному стилю (творческой манере). Именно последний смысл слова «стиль» применим к искусству Зинаиды Евгеньевны Серебряковой. Некоторые ученые не допускают применения термина «стиль» к отдельному мастеру - в этом случае автор предлагает рассматривать «стиль» как синоним термина «индивидуальная манера».
Актуальность исследования. Серебряковой удалось достичь гармонии индивидуального дарования и общих стилистических устремлений русского искусства начала XX века. В ее творчестве органично сочетаются тойкое восприятие оригинальных художественных концепций времени и своеобразие собственных открытий в живописи и графике.
В данном исследовании на примере стиля Серебряковой, исходя из общетеоретических положений о соотношении субъективного и объективного в художественном сознании и художественной практике, рассматриваются индивидуальные творческие качества мастера в контексте общих черт культуры эпохи. Особый интерес представляет анализ формирования и развития собственной манеры: в творчестве художницы есть как следование в русле популярных тенденций своего времени, так и оригинальные стилистические находки. Проблема эволюции стиля не менее интересна: на протяжении ее творческого пути встречались периоды относительной стабильности манеры, в чем некоторые исследователи видят отсутствие эволюции. Однако это определение верно совсем не для всего творчества художницы.
Актуальность исследования творчества отдельного художника, в частности Серебряковой, определена также обстоятельством, существенным для современной художественной теории и практики. Индивидуальный стиль художницы демонстрирует
17
стилевом направлении, претендующем на стилевую завершенность. Д.В.Сарабьянов считает неоклассицизм своеобразным «осложнением» модерна. С одинаковой вероятностью неоклассицизм можно считать и поздним модерном и самостоятельным направлением. В работах Серебряковой нет проявления чистого модерна или отдельно неоклассицизма, они всегда выступают взаимосвязано, не исключая диалога с вышеперечисленными стилевыми формами. Художница вошла в жизнь искусства, когда модерн вошел в завершающую стадию, для которой характерна массовость произведений, неоклассицизм сохранил элитарность. С этой точки зрения, можно говорить о преобладании черт неоклассицизма в ее стиле. В. М. Полевой говорит о неоклассике начала XX столетия, как об эстетической тенденции, художественном умонастроении. Отношение художников к неоклассике лирическое, как к носителю поэтического человеческого содержания, источнику одухотворенной, возвышающей Красоты. Неоклассицизм начала XX в. появляется благодаря обостренному чувству самосохранения культуры, страху перед кризисом художественного сознания". Е Гришковец отметила, что в недрах модерна в 1900-1910 гг. зарождался альтернативный ему стилевой феномен - неоклассицизм.
Это было направление, идейно провозгласившее и визуально отразившее в своих формах логику, «прекрасную ясность» и рационализм, в противоречие природному началу модерна... Факт возникновения неоклассицизма благодаря импульсу, заданному мирискусническим движением, является общепризнанным. Только недавно бывшие сторонниками модерна мирискусники вдруг стали его горячими противниками1.
Неоклассицизм Серебряковой является одним из проявлений романтизма. Ее произведения воплощают человеческие чувства, мечты, благородство, нечто восторженное и устремленное к несбыточному идеалу. Искусству художницы подходят определения «непревзойденный, наилучший, неподвластный времени, старению, вечно прекрасный», что является синонимами черт классического стиля. Классика - достижение античности, но не устарела до сего времени, получает дальнейшее развитие и дает плоды, что является актуальным в наше время и будет необходимым завтра. В эстетическом смысле она является идеалом, нормой, уравновешенностью всех составляющих художественного образа, рационального и эмоционального начала, статики и динамики, изобразительности и выразительности, формы и цвета. Что верно для стиля Серебряковой. Определим стиль художницы в целом как неоклассический, но это не означает, что она в своем творчестве обращается в основном к античным темам. Напротив, подобные мотивы являют собой единичные случаи. Сцены частной жизни в ее стиле приобретают обобщающее вневременное значение. Основная тенденция в манере художницы не передача повседневности, а выделение главного, неподвластного времени. Неоклассицизм имеет
18
тенденцию к монументальности, в творчестве Серебряковой лишь единственное воплощение монументального искусства, что говорит о не до конца раскрытых возможностях. Можно определить, в общем стиль художницы скорее как камерный неоклассицизм. Но говорить о стиле художницы только как о неоклассицизме, значит обеднять его, отметить черты других тенденций необходимо. Классические принципы не сковывали творчество Серебряковой, они не выглядят сухо, высокомерно. Она их использует свободно, органично, сообразно своему замыслу, а, не подчиняясь строгим правилам. Традиции показывают преемственность лучших достижений в искусстве, но не свод законов и правил. Если классические принципы использовать формально они могут обезличить художника. Серебрякова гармонично сочетает в своем стиле индивидуальные черты с приемами неоклассицизма. Неоклассицизм это способ творчества, его обобщающая идея, а насыщение формы происходило с помощью модерна, идей символизма, ар деко. В позднем творчестве она отказывается от классической идеализации, в се стиле усиливаются черты реалистического искусства
Экспрессивные черты
Единичным образом экспрессивные черты возникли в предреволюционном творчестве художницы, где протест против мировой войны совмещен с выражением мистического ужаса перед хаосом бытия, надвигающейся апокалиптической катастрофы. Как и другие художники-экспрессионисты, Серебрякова использует изобразительный сюжет для выражения скрытых чувств. М. Герман говорит, что так страдание реализуется в спазмах формы, судороги линий, нарочитый цветовой диссонанс.
Экспрессионизм - и явление, и понятие широкое и универсальное. Весьма трудно даже провести границу между активно преображенной во имя выразительности формой и типично экспрессионистической формой2.
Повторное обращение выразительности свойственной этому направлению произошло в позднем периоде жизни Серебряковой. Работы с экспрессивными элементами до сих пор не выставлялись и составляют «интимную» часть творчества художницы.
Названо много составляющих индивидуального стиля Серебряковой, среди которых непросто выделить доминирующие черты. Рассматривая творчество художницы поверхностно, может сложиться впечатление однообразности ее манеры, что неверно. Стержнем ее творчества являются неоклассические принципы, которые со временем обретали разнообразное воплощение. Обильная пленэрная практика способствовала появлению черт импрессионизма в стиле Серебряковой, но в нем нет таких явных
1 Гришковец Е. Идеи мирискусников и архитектурная графика неоклассицизма. В сб. «Свое - чужое» в контексте культуры нового времени. М, 1996, стр. 71-72.
2 Герман М. Модернизм. - СПб.: Азбука-классика, 2003, стр. 164.
- Киев+380960830922