2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ
ДЕТЕЙ.....................................................18
§ 1. Социальная адаптация и дезадаптация в кризисном
обществе...........................................18
§ 2. Социальная реабилитация: содержание и основные направления........................................41
ГЛАВА И. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ
ДЕТЕЙ.....................................................74
§ 1. Объектность и субъектность в социальной реабилитации 74
§ 2. Структура и функции социальной реабилитации...86
§ 3.Субъект социальной реабилитации: организационное и кадровое обеспечение..............................122
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................150
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.................................157
ПРИЛОЖЕНИЯ
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. Социально-политические и социально-экономические события 90-х годов прошлого столегия оказали
исключительно сильное влияние на весь контекст социализации
подрастающего поколения. Еще вчера унитарное и застывшее, российское общество сегодня более всего отличается усиливающейся дифференциацией, характеризуется противоречиями и изменчивостью.
Гармонизация социальных отношений, ориентация на развитие человеческого потенциала, создание благоприятной социокультурной среды, обеспечение стабильности и гражданского согласия - векторы, которые имеют важное значение для Российской Федерации.
Специфика российской ситуации, непосредственно связанная с
нынешним положением подрастающего поколения, состоит в том, что за чертой и на грани бедности оказались не только депривированные слои, но и прежде вполне благополучные в социальном плане люди, среди которых много специалистов с высшим образованием и членов их семей. В результате типичные жизненные стратегии ведут к бедности и социальной неуспешности, а новые типы легальных массовых стратегий, адекватных новым социально-экономическим условиям, еще не сформировались.
Одновременно с ухудшением материального положения большей части населения в сознании людей укореняются новые, «западноориентированные» стандарты уровня жизни, в реальности доступные только немногим. В сочетании с отсутствием легальных способов заработка средств, достаточных для удовлетворения материальных погребностей, подобная «революция притязаний», особенно характерная для подросткового сознания, чревата риском разочарований и фрустраций, ведущих к различного рода девиациям.
Одним из важнейших направлений гуманизации общественной жизни, является дальнейшее развитие системы социальной реабилитации.
19
Представители организмоцентрического подхода показали, что адаптация является функцией не только организма, но и надындивидуальных образований (от популяции и вида до биогеоценозов и биосферы в целом).
Представители популяционноцентрического подхода внесли представление об онтогенетической и филогенетической адаптации. Они исходили из утверждения, что приспособительные возможности популяции гораздо шире, чем у любого отдельного организма. Несоответствие организма и требований социальной среды были показаны в концепциях «социальной адаптации» Р.Е)е1оге, «социальной инадаптации» Е.Ниат и А.ОизБОП, теории Г.Селье, который открыл общий адаптационный синдром.
Ж.Пиаже, проанализировав имеющиеся подходы к пониманию адаптации, разделил их на три группы:
- адаптация как результат прямого влияния среды;
- адаптация как результат внутренних мутаций с последующим отбором;
- адаптация как результат прогрессирующего влияния внешних и внутренних факторов [110; С. 121].
Философы, социологи, психологи и представители других общественных наук попытались использовать достижения биологии в трактовке категории адаптации для понимания и описания социальных процессов.
Первым обратился к проблеме адаптации Г.Спенсер, который распространил на общество законы биологической адаптации, поддерживая механоламаркианское ее понимание. Он предложил «Теорию равновесия», где адаптация понимается как устойчивое равновесие организма (индивида) со средой (обществом) [142; С. 141].
Значительный вклад в раскрытие понятия социальной адаптации внес Ф.Знанецкий, который рассматривал процесс адаптации через усвоение личностного социального опыта. Он показал, что процесс адаптации всегда социален.
20
Наиболее системно и последовательно социологический подход к рассмотрению адаптации представлен в трудах выдающихся западных социологов, таких, как Э.Дюркгейм, М. Вебер, Т.Парсонс, Р. Мертон. Они рассматривали адаптацию человека как приспособление к общественным нормам и правилам.
Э.Дюркгейм изучал приспособление внутренней организации человека к существующим в обществе нормам. На индивидном уровне это выражается в принятии господствующей общественной морали, усвоении представления о своем долге, что проявляется в идейных представлениях и действиях. На уровне общества основным инструментом такого приспособления является само наличие этих норм, их общезначимый характер. Отклонение индивида от усвоения этих норм представляло собой индивидную патологию. Отсутствие норм или их слабость, «аномия» (безнормативность) - патология всего общества, которая должна быть преодолена [57; С. 7].
Однако преувеличение пассивного характера подчинения индивида нормам, игнорирование активности личности и роли социокультурных факторов потребовало дальнейшего рассмотрения сущности взаимоотношений индивида и общества. Следует согласиться со взглядами М.Вебера, положившими начало прагматическому подходу в понимании адаптации. М.Вебер, признавая роль социальной нормативности, обратил в то же время внимание на вопрос соответствия или несоответствия социальных норм интересам и ожиданиям человека. Основанием для следования нормам является рациональность, способность добиться в этом процессе эффективных результатов. Индивид, с одной стороны, ищет наиболее подходящие для него нормы в мозаике социальных ценностей, с другой - самостоятельно видоизменяет или творит их [22; С. 295].
Т. Парсонс, развивая концепцию «равновесного общества», показал, что рационализм как главный критерий адаптации ведет к нестабильности, провоцирует социальные конфликты. По его мнению, общественный
- Киев+380960830922