Вы здесь

Образ Цагаан эбугена - Хозяина земли в искусстве монголо-язычных народов : Монголия, Калмыкия, Бурятия

Автор: 
Батчулуун Сэргэлэн
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
2004
Артикул:
275097
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..............................................................3
Глава 1. Генезис образа Белого старца................................24
Глава 2.Иконографические основы образа Цагаан эбугена
в изобразительном искусстве..........................................78
Глава 3.Особенности образа Цагаан эбугена в живописи и
скульптуре Монголии, Калмыкии и Бурятии..............................116
Глава 4. Цам и образ Белого старца...................................180
Заключение..........................................................224
Список источников и литературы.......................................229
Приложение
Каталог произведений.................................................248
Иллюстрации.........................................................295
Сутры посвященные к культу Цагаан эбугена............................325
Введение
Актуальность исследования. Современный этап развития человечества характеризуется глобальным кризисом самого человека как целостности. Одной из составляющих этого кризиса является кризис отношений человек - Мир, разорванность связей человек - Природа. Активный поиск путей выхода из кризисных проблем вызвал всплеск интереса современной науки к вопросам теории и философии традиции, её роли и смыслам, к традиционным культурам, в том числе, к культурам Востока. Опираясь на универсальные ценности, законы бытия традиционные культуры несли важный конкретно-исторический опыт решения проблем, волнующих человечество сегодня.
В свете сказанного обращение к феномену Цагаан эбугена - божества народов монгольского ареала, имеющего древнейшие корни духа, «гения места», Хозяину таких природных стихий, как земля и вода, Хозяину Земли как планеты, несомненно актуально. Культ святых, священных мест, например, олицетворяемый Цагаан эбугеном и являющийся существенной частью религиозно-художественной традиции монгольского мира, уходит своими корнями в глубокую древность и его научное изучение позволяет заново открыть и претворить в свете современного научного мировоззрения ряд важнейших принципов, входящих в универсальные основы единства человека и Природы. Кроме того, Цагаан эбугена почитают как семейно - родового покровителя, хранителя жизни, благоденствия, плодовитости всего живого. Устойчивость феномена Белого старца в культуре монгольского мира, таким образом может быть обусловлена не только религиозно-мифологическими верованиями, но и социальной природой отношений человека с окружающей средой, то есть потребностью общества в особом механизме закрепления и передачи новым поколениям основных норм, ценностей, порядка образа жизни, потребностью в особом, торжественном, «оформлении» «узловых моментов» жизни народа, государства, социальных групп, семьи, отдельного человека.
Изучение феномена Цагаан эбугена важно и для углубленного осмысления
проблем истории народов монгольского ареала, и их культуры. Современная
3
картина мира предполагает два типа связанности макро и микрокосмоса, мироздания, Природы и человека: тождественность и иерархичность1. В данном случае мы имеем дело с тождественностью как с особым типом связанности, своеобразным характером зависимости, специфическим видом подобия, фрактальности мира Природы и мира человека. Можно предположить, что уже здесь заложены предпосылки представлений об антропоморфной телесности духов природных стихий. В антропоморфном образе Цагаан эбугена, отраженном в изобразительном искусстве, оказывается свернуто эхо этой далекой традиции. Фигура старца в монгольской художественной традиции неконструктивна, ее очертания атектоничны; визуально они соответствуют далевым видам тайги или гор. В калмыцкой художественной традиции фигура хозяина Земли рядоположена горам. Можно предположить, что истоки такого большого визуального (художественного) обобщения восходят к древнейшим архаическим пластам художественного сознания.
Монгольская картина мира, как и всякая картина мира древности, ориентирована на космогоничность: все причастно космосу, связано с ним, проверяется и подтверждается через соотнесение с ним. Особенно ясно эта связь обнаруживается в формах организации пространства. Здесь выделяются наиболее сакральные, а значит максимально космологизированыс места, отмечаются священные точки пространства, центры мира. Именно здесь совершаются ритуалы - своеобразные средства гармонизации космоса, Вселенной, Природы и земных стихий, их умиротворение. Эти зоны рассматриваются как наиболее благоприятные для преображения энтропических тенденций «снашивания мира», для освоения хаоса и преобразования его в космос. Как отметил исследователь Л.С. Васильев, первобытные люди обожествляли отдельные заметные детали рельефа, такие как горы, холмы, леса, связывая их с соответствующими хозяевами стихий. Мифическое почитание камней, скал и гор началось уже с
1 Топоров В.Н. Модель мира // Мифы народов мира. Т.2. - М.,1994. - С. 163
34
каменного века и существовало в течение тысячелетий1. Гора как особое структурированное место для древних людей обычно выступала центром
л
мира . По ней ориентировались в пространстве. Это древнее представление о горе осталось и по сей день у монголов, бурятов и калмыков3.
Таким образом, предысток одной из главных функций Цагаан эбугена: быть хозяином Земли вообще и ее определенных мест, гор, вод, деревьев - уходит корнями в древность каменного века. В границы Улан-Батора входит гора Богдо-хан, покровителем которой считается Белый старец. Калмыки, переехав на новое место в низовья Волги, обожествили гору под названием Богд, расположенную в Астраханской области в районе озера Баскунчак4. На вершине священной Богд -ула, находится самое высокое обо с установленным на нем изображением Цагаан эбугена. Здесь в честь Белого старца до сих пор совершается обряд «ова тякхе» ("жертвоприношение обо") [там же]. В бурятском народном предании прослеживается связь Белого старца с горой Буринхан, где он обитал5. Считается, что человек, поднявшийся на эту гору, на год устанавливает связь с таинственной силой этого места и становится единым с природой. У ойрадов существует обычай обожествления особых скал «сэтэрлэх»: они вырезают силуэт Белого
старца на самом большом и пышном дереве на вершине горы. Одним из свидетельств также является дошедшее до наших дней, поклонение «обо» племени цаатан, сохранившем архаичный уклад жизни и живущем на севере провинции Хубсугул6. Каждый род здесь имеет свой «обо» с обязательным изображением Белого старца, которое находится на вершине горы. Так древнее поклонение горам и скалам переплетается с образом Белого старца. Через
1 Этнографы утверждают, что в Монголии до сих пор существует табу: находясь вблизи гор и рек, имеющих сильных духов, нежелательно упоминать их названия, чтобы не вызвать гнев. См.: Новгородова Э.А. Древняя Монголия.-М., 1989.-С. 311-312.
2 Сагалаев А.М. Урало-алтайская мифология... - С. 126; Сокровенное сказание монголов. - Улан-Удэ, 1990. - § 190; Скрыииикова Т.Д. Харизма и власть в эпоху Чиигис-хаиа. - М., 1997. -С. 73.
* Племена баядов, урнаихайцы, дорвод по прибытии на место новой зимней кочевкн прежде всего ставят небольшое обо около юрты. См.: Бадамхатан С. Монгольш угсаатны зуй. Т.З... - С. 21, 78, 256-257, 306-309; Михайлов Т.М. Пережитки дошамапистскнх верований в Бурятской АССРЛСовремеиныс проблемы буддизма, ламаизма и православия. - Улан-Удэ, 1980. - С. 56.
4 Костенков К.И. О распространении христианства у калмыкоа^/Мисснопсрский сборник. - Астрахань, 1910. - С. 10-11.
5 Жуковская НЛ. Ламаизм... -С.30.
6 Племя цаатан разводит оленей, живёт в вигваме в труднодоступных местах в танге, почти оторвано от цивилизационого мира.
35