Вы здесь

Отечественная социология религии : Становление и развитие

Автор: 
Вальков Матвей Сергеевич
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
2005
Артикул:
275408
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

%
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Раздел I. Гносеологические корни и социальные условия становления социологии религии в России 19
Раздел И. Концепции и направления исследования религии в отечественной социологии 57
Раздел III. Социологическая интерпретация религиозных воззрений современных россиян 109
Заключение 160
Приложения 163
Список используемой литературы 169
*
ВВЕДЕНИЕ
«В последнее время повсюду совершилась важная перемена: главным препятствием истинному прогрессу является не то или другое учреждение, а одичание мысли и понижение общественной нравственности...»1 - это не простая риторика по поводу «упадка нравов», это то, что Владимир Соловьев видел причиной во многом трагичных социальных изменений в Российской Империи. Звучит как пророчество, и хотя сейчас часто слышны размышления о проблемах транзитивного современного российского общества, не многие готовы всерьез подойти к осмыслению проблем противоречивого и болезненного бытования российского социума на постсоветском пространстве.
Но богатейшее наследие отечественной гуманитарной мысли, особенно те имена и идеи, которые оказались «идеологически вредными», диктует современной науке вообще и социологии, в частности, необходимость интеллектуального осмысления того, что составляет интегральную национальную картину мира. Социологический аспект российской религиозной мысли не является в этом контексте исключением. Напротив, вновь утверждаемая на официальных уровнях необходимость возврата к «духовным источникам» актуализирует пристальное внимание со стороны науки к институту религии, в общем, и религиозности, как социального феномена, в частности.
Традиции русской религиозной мысли, пришедшие к апогею в первом десятилетии XX века, вышли из мрака «командно-административного» забвения, и ныне получили не только множественные публикации первоисточников, но и разнообразные труды ученых. Что еще важнее, традиции русской религиозной мысли, несомненно, одна из основ духовных влияний, определяющих идейные процессы в современном российском самосознании. Интерес велик и продолжает расти.
1 Соловьев B.C. Славянофильство и его вырождение / Соловьев B.C. Сочинения: В 2-х т. М., 1989. Т. I: Философская публицистика. С. 98.
Научная новизна проведенного диссертационного исследования определяется постановкой, обоснованием и решением задач методологического концептуального уточнения особенностей инстнтуциализации отечественной социологии религии в историческом контексте российской религиозной мысли.
Конкретные элементы новизны заключаются в следующем:
- выявлены и уточнены предпосылки возникновения социологии религии в России;
представлена социологическая интерпретация концепций и направлений российской религиозной мысли;
- определены основные показатели социальной значимости христианской социологии;
выявлена экспликация связей между характером массовой религиозности и динамикой становления отечественной социологии религии;
- дана авторская трактовка понятия «псевдорслигиозиость» применительно к современному российскому социуму;
- отмечена бинарность функций религии как социального института на современном этапе: позитивная и негативная их составляющие.
В ходе диссертационного исследования полученные обобщения и выводы предлагаются как положения, выносимые на защиту:
1.Социология религии, как структурный элемент социологического знания возникает в России в традициях теоретических исканий контизма на базе разнообразных донаучных и научных форм отражения общественной жизнедеятельности. Несмотря на то, что ранние социологические концепции не дают понимания религии как социального феномена, российские социологи заложили основы той методологической парадигмы, которую сейчас принято называть гуманистической социологией. Важную роль в становлении и развитии социологии религии играли и играют не только научные системы взглядов, отчетливо проявленные в христианской социологии, но и социальные мифы,
многочисленные социальные утопии, как часть культурной системы общества.
2.Социологический аспект российской религиозной мысли наиболее отражен в попытках представителей «светского богословия» рубежа XIX - XX вв. духовно осмыслить историческое многообразие и противоречия эпохи. Несомненный импульс социальная религиозная мысль черпала из «кризиса религии науки», который ее идеологи стремились преодолеть усиленной гальванизацией так называемого «этоса религии» (т.е. из прокламирования надысторической ценности истин религии в областях, «недоступных» научному знанию, например, по проблемам социально-исторического смысла и истоков морали).
3. История развития российского религиозного сознания демонстрирует видоизменение эндогенных и экзогенных форм религии, на базе которых шел процесс становления религии как социального института, формировались соответствующие организационные структуры, трансформировались формы социального поведения, которые были, в определенной степени, блокированы в советских условиях. Современное состояние религиозного массового сознания характеризуется псевдорелигиозным ренессансом, активизацией функционирования организаций и институтов, изменением влияния религии на социум.
4. Каждое мировоззрение отражает свой аспект истины, поэтому соперничающие мировоззрения чрезвычайно ценны, так как являются взаимодополнительными, именно это явственно прослеживается в динамике становления социологии религии в России. Современный российский социум в условиях транзитивности, испытывая потребности в коммуникации и социальном контроле за поведением членов общества, рекрутирует религиозное мировоззрение для выполнения общественно значимых функций с целью упорядочения и формализации социальных связей. Именно эти реалии являются особенностями институциализации отечественной социологии религии. Данные обстоятельства актуализируют проблему научного социологического осмысления идущих