Вы здесь

Архитектурная типология высокоурбанизированных многофункциональных узлов городской структуры крупнейшего города : На примере города Самары

Автор: 
Колесников Сергей Анатольевич
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
2006
Артикул:
276298
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..............................................................5
ГЛАВА 1. Отечественный и зарубежный опыт формирования высокоурбанизированных многофункциональных узлов городской структуры крупнейших городов..........................................11
1.1. Понятие узла городской структуры в существующих теоретических исследованиях.....................................11
1.2. Зарубежный и отечественный опыт реорганизации высокоурбанизированных многофункциональных узлов
городской структуры..............................................20
1.3. Основные положения структурно-функционального
анализа градостроительных систем.................................44
1.4. Особенности функционально-планировочной струюгуры и ее высокоурбанизированных многофункциональных узлов городской структуры постсоветских городов на примере
Казани, Самары, Тольятти.........................................46
1.5. Критерии выделения высокоурбанизированных многофункциональных узлов городской структуры в городской среде.....................50
1.6. Построение схемы функционально-пространственной организации существующих высокоурбанизированных многофункциональных узлов городской структуры на основе изученного отечественного
и зарубежного опыта..............................................52
Выводы по Главе 1.....................................................55
ГЛАВА 2. Предпосылки формирования высокоурбанизированных
многофункциональных узлов городской структуры крупнейшего
города (на примере города Самары).....................................57
2.1. Анализ и выявление центров социальной активности
57
2.2. Анализ центров социальной активности по критериям выявления высокоурбанизированных многофункциональных узлов
городской структуры..............................................62
2.3. Методика анализа композиционного потенциала территорий высокоурбанизированных многофункциональных узлов
городской структуры..............................................73
2.4. Построение обобщающего рейтинга и функционально-пространственных схем высокоурбанизированных многофункциональных узлов городской структуры..............................................79
2.5. Классификация участков высокоурбанизированных многофункциональных узлов городской структуры....................83
2.6. Основные проблемы реконструкции высокоурбанизированных многофункциональных узлов городской структуры....................86
2.7. Построение схемы функционально-пространственной организации существующих Самарских высокоурбанизированных многофункциональных узлов городской структуры....................89
Выводы по Главе 2.....................................................91
ГЛАВА 3. Архитектурная типология высокоурбанизированных многофункциональных узлов городской структуры крупнейшего города и принципы их архитектурно-планировочной реконструкции................95
3.1. Методы комплексного анализа центров социальной активности крупнейшего города...............................................95
3.2. Архитектурная типология высокоурбанизированных многофункциональных узлов городской структуры
крупнейшего города..............................................100
3.3. Принципы и приемы формирования оптимальной структуры высокоурбанизированных многофункциональных узлов
городской структуры крупнейшего города..........................106
разнообразием» [27, с. 32]. Данное высказывание определяет характер преимущественного сочетания общегородских функций. «Создание в периферийных зонах города мощных обслуживающих центров, связанных в единую систему с историческим ядром, предусмотрено и генеральным планом развития Москвы» [27, с. 34]. (т. 2, табл. 2, с. 11) Здесь закладывается структурно-пространственная характеристика территориального положения ВМУГС в структуре города.
Говоря о функциональном разнообразии, А.Э. Гутнов отмечает: «Зримым выражением высокой пространственной концентрации разнообразных городских функций, обеспечивающей полноценную работу городского центра, становится его оживленность. Именно оживленность центра, прежде всего, имел в виду Корбюзье, когда назвал его «сердцем города». Высокая транспортная обеспеченность общегородского центра — очевидное следствие его главных функций» [27, с. 31].
В структурно-функциональном анализе городских центров автор отмечает характер коммуникационных связей: «Развитие общегородских центров часто намечается в форме пространственных структур, которые размещаются непосредственно над многоуровневыми каналами связи, составляющими основу перспективной транспортной сети города и района. Все более очевидным становится, что главные узлы транспортно-коммуникационной сети и важнейшие комплексы общегородского центра взаимно обусловливают друг друга» [27, с. 32].
В своей работе А.Э. Гутнов обращает внимание на символическое значение центра, которое, по его мнению, проявляется не только в пространственно-планировочном, но и в социально-функциональном аспекте, а именно, в его способности непрестанно аккумулировать, воспроизводить и даже генерировать новые черты городского образа жизни.
В 1997 году были опубликованы рекомендации по проектированию общественно-транспортных центров (узлов) в крупных городах под
руководством З.В. Азаренковой. В рекомендациях раскрываются принципы формирования современных общественно-транспортных узлов.
В рекомендациях предлагается функционально-пространственная типологическая классификация транспортных узлов. Общественнотранспортные центры города предлагается подразделять: на
специализированные (научно-исследовательские, медицинские, учебные, музейно-выставочные, спортивные и др.); планировочные и жилые районы; промышленные районы и зоны отдыха; микрорайоны, формирующиеся в архитектурно-планировочном единстве с транспортными объектами, сооружениями и устройствами.
В крупных городах с развитой транспортной инфраструктурой, в «рекомендациях» выделены следующие основные сочетания взаимодействующих видов транспорта: железные дороги, включая
региональные (экспрессные) и пригородные линии — городской рельсовый транспорт (метрополитен, трамвай); железные дороги — наземный городской транспорт; аэропорт (аэровокзал) — железная дорога, наземный городской транспорт; порт речной (морской) — железная дорога, наземный городской транспорт; метрополитен — наземный городской и др.
Анализ расположения транспортно-пересадочных узлов в отечественных и зарубежных городах, представленный в рекомендациях, показывает, что главные узлы находятся преимущественно вблизи общегородского центра (и в самом центре), а также в срединной и, реже, в периферийной зонах города [66].
В рекомендациях отмечается, что «на размещение транспортнопересадочных узлов на плане крупного города с перерастанием их в общественно-транспортные центры во многом влияет расположение вокзалов различных видов внешнего транспорта (железнодорожного, морского, речного, автомобильного и воздушного), являющихся также важнейшими городскими пересадочными узлами». «Особую важность приобретает создание общественно-транспортных центров при въездах в крупный город» [66, с.6].