Вы здесь

Формирование промышленного района в устье Невы : Историко-культурные аспекты

Автор: 
Воронина Наталья Владимировна
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
2006
Артикул:
276504
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

СОДЕРЖАНИЕ,
стр.
ВВЕДЕНИЕ. Общая характеристика работы...........................- 3 -16
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ИСТОРИКО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕРРИТОРИЙ В УСТЬЕ НЕВЫ...................................................-17 -50
1.1. Формирование функционально-планировочной структуры (XVIII- первая половина XIX в.в. -доиндустриальный период и период ранней индустриализации) ...-18-29
1.2. Развитие функционально-планировочной структуры (вторая половина ХІХ-начало XX в.в. - второй этап индустриализации)..........................30-41
1.3.Изменение функционально-планировочной структуры (середина XX -начало XXI в.в. - советская индустриализация и начало постиндустриального периода).41-45
1.4. Схема развития планировочной структуры.................................45-48
Выводы..........................................................49-50
ГЛАВА ВТОРАЯ. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ И КОМПОЗИЦИОННО-СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОМЫШЛЕННОЙ ЗАСТРОЙКИ В УСТЬЕ НЕВЫ .................................................................51-74
2.1. Историко-архитектурная оценка застройки ХУІІІ-начала XX в.в............52-71
2.2. Историко-архитектурная оцеїгка застройки XX - начала XXI в.в...........71-73
Выводы............................................................-74
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ПРИБРЕЖНЫХ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКЕ...........................................75-100
3.1.Реновация при условии максимального сохранения исторически сложившегося индустриального ландшафта......................................77-83
3.2.Сочетание перепрофилируемых исторических промышленных комплексов с современными архитектурными композициями....................................84-94
3.3.Локальные включения исторических промышлешгых построек в береговые
панорамы........................................................95-99
Выводы.........................................................99-100
-1
ГЛАВА ЧЕТВЁРТАЯ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕНОВАЦИИ ПРИБРЕЖНЫХ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ (НА ПРИМЕРЕ УСТЬЯ НЕВЫ) .....................................................101-110
4.1. Основы методики определения стратегии преобразования .102-103
4.2. Дифференциация террэторий по конкретным приёмам реновации .. 104-107
4.3. Стадийность реновации.................................108-109
Выводы ........................................................110
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Основные результаты исследования...............111-115
ПРИЛОЖЕНИЕ.................................................116-122
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..........................................123-144
эллингом и расширением мастерской. Южная часть острова с побережьем левого рукава Фонтанки оставалась не застроенной (ил.20).
Таким образом, планировки Ново-Адмиралтейского и Галерного островов имеют типологическое сходство, обусловленное функциональными и территориальными факторами (ил. 18).
Участок между Галерным и Матисовым островами был также упорядочен. По проекту Тома де Томона в 1805 г. были построены склады Сального буяна взамен старых деревянных. Впервые обозначенные на плане Строганова 1806 г., они представляли из себя в плане большой четырёхугольник неправильной формы, расположенный на острове, омываемом Невой, Пряжкой и Сальнобуянским каналом (ил. 14,18). Этот классический ансамбль был ориентирован на воду и составлял важную часть городского ландшафта, объединяя острова.
Матисов остров, получивший своё имя от названия слободы мельника Матиса, подаренной ему Петром, занимает участок, ограниченный Невой, Мойкой и Пряжкой (ил. 19).
На фиксационном Плане Императорского Столичного города С.-Петербурга, составленном в 1737 г. видны первые постройки в северной части острова. Это протяжённые складские корпуса, выходящие на Неву, Мойку и Пряжку (ил. 11) [162, с. 19].
Судя по Плану Столичного города святого Петра, с показанием возвышения воды от 10 сентября 1777 г. можно сказать, что протяжёнными зданиями складского назначения была застроена большая часть территории острова [162, с.26-27] (ил. 14).
Чёткие границы межевания, на основе которых сложилась сеть диагональных улиц Матисова острова, прослеживаются на Плане Строганова и на последующих (ил. 14,15). Направления этих улиц продолжают линейно -ортогональную планировку прилегающих жилых кварталов, находящихся по другую сторону Пряжки и возникших ещё в петровское время, что можно
увидеть на плане 1737 г. (iui.ll). По этому же плану чётко определена планировочная линия набережной вдоль Невы, Мойки и Пряжки.
На плане Шуберта на Матисовом острове нанесены немногочисленные жилые кварталы, что отличает его от Ново-Адмиралтейского и Галерного островов, где никогда не было жилья. По этому же плану можно увидеть, что значительную площадь южной половины острова занимало предприятие Чарльза Берда (впоследствии Франко-Русский завод) (ил. 15,18).
Завод инженера Берда был основан 1792 г. и в начале XIX в. это было уже одно из крупнейших частных металлообрабатывающих предприятий Петербурга. Чарльз Берд, а впоследствии его сын, Френсис, внесли неоценимый вклад в развитие русской промышленности и русского флота. На заводе Берда была изготовлена первая паровая машина, построенная вне Англии, а так же первый в Европе пароход. Наряду с этим завод участвовал в возведении мостов Санкт-Петербурга, добился выдающихся достижений в области художественного литья. Здесь выполнено скульптурное убранство и строительные конструкции для таких памятников архитектуры, как Казанский и Исаакиевский соборы, Александровская колонна, а также отлиты решетки и архитектурные детали для многих дворцов, государственных учреждений, особняков и доходных домов северной столицы [214, с.96-102] (прил.1).
На плане 4-й Адмиралтейской части 1849 г. видно, что вдоль берега Невы от Салыю-Буянского канала до Перевозной улицы преобладали владения Берда. На Неву были сориентированы мастерские чугунолитейного завода, контора пароходства Берда и его рыбачий домик. В северной части острова находились крупные владения Исправительного заведения. Далее, от Кузнечного переулка (позднее Заводской улицы) вдоль русла реки Пряжки, были расположены меньшие по площади владельческие участки Друля, Потаниной, Крашенниковой с комплексом бань (до Банного, позднее Матисова переулка), далее участки Нагорного и Елизаровой (вдоль Пряжки до Перевозной улицы), затем участки Берда (с сахарным заводом) и Грсйга. На многих из этих владений вдоль красных линий улиц и набережной Мойки были