Вы здесь

Этнокультурное образование: историко-социологический анализ : На материалах Республики Саха (Якутия)

Автор: 
Борисова Ульяна Семеновна
Тип работы: 
Докторская
Год: 
2006
Артикул:
277691
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

Работа выполнена на кафедре отраслевой и прикладной социологии факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета
Научный консультант
доктор социологических наук профессор
Смирнова Елена Эмильевна
Официальные оппоненты
доктор философских наук профессор
Смирнов Петр Иванович
доктор социологических наук профессор
Петрова Татьяна Эдуардовна
доктор социологических наук профессор
Винокурова Ульяна Алексеевна
Санкт-Петербургский государственный
Ведущая организация
университет культуры и искусств
Защита состоится _______ апреля 2006г. в 16 часов на заседании
Диссертационного Совета Д 212.232.06 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора социологических наук при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 193060, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 1/3, 9 подъезд, факультет социологии, ауд. 205.
С диссертацией можно познакомиться в Научной библиотеке им. А.М. Г орького Санкт-Петербургского государственного университета (Университетская набережная, д.7/9).
Автореферат разослан марта 2006г.
Ученый секретарь Диссертационного Совета,
доктор социологических наук Иванов Д.В.
2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение................................................................. 4
Глава I. Историко-теоретические основы этнокультурного образования в России
1.1. История становления национального образования......................19
1.2. Теоретические основы национального (этнокультурного) образования..40
1.3. Концепция современного этнокультурного образования.................74
Глава И. Теоретико-методологические подходы к исследованию образования
2.1. Междисциплинарный характер исследований образования в социальных науках...............................................................94
2.2. Методологические подходы в социологии образования..............120
2.3. Основные направления исследований образования этнических меньшинств в зарубежных странах................................................138
Глава III. Социальные и политические факторы преобразований этнокультурного образования
3.1. Изменение этнополитических позиций и трансформация образования... 165
3.2. Феномен мультикультурализма и этнокультурное образование 200
3.3. Влияние процессов глобализации на образование и культуру..........210
Глава IV. Этнокульту рное образование в Республике Саха (Якутия)
4.1. Исторические и социально-педагогические аспекты образования в Якутии..................................................................233
4.2. Основные тенденции развития этнокультурного образования в Республике Саха....................................................................250
4.3. Особенности этнокультурного воспитания и обучения детей коренных малочисленных народов Севера............................................266
Заключение............................................................282
Литература................................................................284
3
В 1924 году при Президиуме ВЦИК был учрежден «Комитет содействия малым народностям Севера» под председательством П.Г. Смидовича. В ряду задач, которые ставил перед собой Комитет, было и содействие в организации школ. В качестве принципов, определяющих внутреннее содержание работы, были приняты два положения:
1) малые народы Севера представляют главное богатство приполярных окраин, а потому задача подъема хозяйства и культуры малых народов Севера является задачей государственного значения;
2) успех работы Комитета зависит от пробуждения национального сознания и создания культурного слоя у народов Севера, работа по подъему туземцев должна по возможности вестись руками самих туземцев.
Большие требования предъявлялись к учителю, являющемуся «крупной культурной силой, преобразующей Север. Он должен был знать язык народности, хорошо знать экономику, быт и занятия жителей, социальную природу и работу шаманов и других служителей культа». Рекомендовалось вести обучение на русском языке, «если учитель-русский не вполне овладел туземным языком».12
В 1928 году в Наркомпросе были разработаны новые «Учебные программы для туземных школ северной зоны РСФСР», которые содержали три варианта: оленеводческий-кочевой; оседло-рыболовный; охотничье-кочевой и полукочевой. Внимание концентрировалось на общественно полезном труде, ему подчинялся весь учебный материал.
Таким образом, Советским государством в 20-е годы XX века предпринимались значительные усилия по определению и реализации специфических условий функционирования северной национальной школы с учетом характера производственных отношений и особенностей быта населения Севера.
12 Базанов А Г, Казанский Н Г Школа на Крайнем Севере. - Л.: Госучпедгиз Наркомпроса РСФСР, 1958.
30
В 1928 году учебники печатались в СССР уже на 70 языках. Самый пик языкового образования в нашей стране приходится на 1934 год, когда обучение велось на 104 языках. В Конституции 1936 года (ст. 121) провозглашалось право на образование на родном языке.
После опубликования в июне 1930 года постановления ЦК ВКП(б) «О всеобщем обязательном начальном обучении» государственные планы осуществления всеобуча и сроки окончания этой работы в национальных регионах определялись «с учетом их особенностей».
Советское государство взяло на себя материальное обеспечение учащихся из рабочих и крестьян, успешно решало задачу материального укрепления учебных заведений. В стране сложилась единая государственная политика в сфере образования.
III этап (1938 - 1980гг.) Переход к реализации новой образовательной концепции централизации начинается в середине 30-х гг., что в значительной мере обусловливалось общей политической линией в стране (выдвигается формула советской культуры как «национальной по форме и социалистической по содержанию»), направленной на слом НЭПа, осуществление форсированной модернизации и укрепление режима личной власти Сталина. В целом, складывается партийно-государственная монополия на образование.
В постановлении Оргбюро ЦК ВКП(б) (1938г.) «О реорганизации национальных школ»13 особые национальные школы объявлялись очагом буржуазно-националистического, антисоветского влияния на детей, в связи с чем предполагалось их реорганизовать в обычные советские школы, а также ликвидировать национальные отделения, существовавшие при обычных школах.
Постановление ЦК ВКП(б) от 13 марта 1938г. «Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей» резко изменило языковую политику: был взят курс на русификацию, начался
13 Директивы ВКП(б) и постановления Советского правительства о народном образовании. Сб. документов за 1917-1947 гг. Вып. 1-2. /Сост. Н.И. Болдырев. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947.
31