Вы здесь

Система и типы зданий общеобразовательных школ в структуре большого города : исследования и рекомендации на примере Великого Новгорода

Автор: 
Славинский Сергей Павлович
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
2007
Артикул:
278170
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ......................................................... 5
ГЛАВА 1. ОПЫТ ШКОЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА........................................................ 15
1.1. ШКОЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА В ПЕРИОД РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ............................................... 15
1.1.1. Общеобразовательные школы Новгорода первой пол. XVIII в... 15
1.1.2. Школьное строительство Новгорода второй половины XVIII в 18
1.1.3. Школьное строительство Новгорода первой половины XIX в.... 19
1.1.4. Школьное строительство Новгорода второй половины XIX в.... 21
1.1.5. Школьное строительство Новгорода в конце XIX - начале XX вв 24
1.2. ШКОЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО НОВГОРОДА В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД............................................................26
1.2.1. Школьное строительство Новгорода в 1917 - 1934 гг......... 26
1.2.2. Школьное строительство Новгорода в 1934 - 1941 гг......... 28
1.2.3. Школьное строительство Новгорода в 1944 - 1958 гг......... 30
1.2.4. Школьное строительство Новгорода в 1958 - 1966 гг......... 32
1.2.5. Школьное строительство Новгорода в 1966—1973 гг........... 34
1.2.6. Школьное строительство Новгорода в 1973 - 1984 гг......... 36
1.2.7. Школьное строительство Новгорода в 1984 - 1992 гг......... 38
1.3. СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП ШКОЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ................... 40
ГЛАВА 1. ВЫВОДЫ ................................................. 42
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ИСХОДЯ ИЗ ТРЕБОВАНИЙ СОВРЕМЕННОЙ РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.................................. 43
2.1. АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРЕДПОСЫЛОК ШКОЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ........................... 43
2.1.1. Модернизация составов помещений школ в связи с изменением содержания образования ........................................ 43
2.1.2. Модернизация структуры школ в связи с необходимостью возрастной дифференциации учащихся ....................................... 45
2.1.3. Модернизация школьных зданий в связи с необходимостью структурной организации ученических коллективов ............... 46
2.1.4. Модернизация структуры школьных зданий в связи изменением требований по предельной концентрации учащихся в школе ........ 49
2.1.5. Модернизация структуры школы в связи с внедрением современных технических средств обучения .................................. 51
2.1.6. Взаимодействие помещений школы и школьного участка ...... 53
2.2. АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПОСЫЛОК ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ И ТИПОВ ШКОЛ
ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА ............................................. 55
2.2.1. Территориально-демографические предпосылки комплектования школ .......................................................... 55
2.3.2. Методика определения общего количества учащихся школ исходя из территориально-демографических предпосылок .....................57
2.3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГРАММ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ ............................... 60
2.3.1. Теоретическая модель школьного здания ................... 60
2.3.2. Методика расчета состава основных помещений школ ........ 62
2.3.3. Расчет эффективности использования школьных помещений ... 65
2.3.4. Алгоритм автоматизированного расчета состава помещений .. 66
ГЛАВА 2. ВЫВОДЫ .............................................. 69
16
впервые была организована в специально отведенном здании (Си При Iоженив, Рис 1о).
Отсутствие конкретных педагогических требований к функциональнопланировочной организации учебных заведений позволяло размещать школы в существующих зданиях и не требовало строительства новых школ, имеющих специфическую структуру и состав помещений. Главное требование к школьному зданию заключались только в наличии необходимого числа светлых и достаточных по площади помещений [121, с.290; 26, с. 68].
Открытый доступ в школы для детей разных сословий значительно расширял систему комплектования этих учебных заведений. Благодаря чему в начале XVIII в. впервые сложилось представление о необходимости тесного функционального взаимодействия школьных зданий с жильем в пределах пешеходной доступности, то есть стали формироваться первые представления о сети обслуживания В 1716 г. в Новгороде и его окрестностях было открыто около 15 партикулярных школ, обеспечивавших начальное образование. В 1721 году открылись Знаменская, Николо-Розважская и Юрьевская школы. Наряду с греко-славянской школой появилась латинская школа (См При южсиис Рис 1а)
Общая численность учащихся новгородских школ в 1726 году во много раз превосходила число учащихся школ, организованных в других епархиях России [122, с.113, 43,с 86; 21, с. 46]
С 1726 г. развитие школьного строительства Новгорода связано с новгородским архиепископом Феофаном (Прокоповичем) - бывшим ректором Киево-Могилянской академии, помощником Петра I по > правлению церковью, автором Духовного регламента Созданный им документ - "Регламент или устав духовной коллегии" - определял новый этап в развитии не только Новгородской, но и всей отечественной школы Духовным регламентом в 1721 г. учреждалась система православных школ (в епархиях), семинарии и академий По его указанию при архиерейских домах
17
должны были открываться начальные школы с 4-х летним сроком обучения. В крупных городах архиерейские школы предполагалось дополнять семинариями, образующими среднюю ступень обучения необходимую для поступления в духовную академию. Архиерейские школы открывались из расчета на 1-2 церковных прихода, образуя достаточно стройную иерархическую систему. В документе впервые говорилось, что "место школы не в городе, но в стороне, на высоком месте угоднее, где нет народного шума, ниже частые оказии, кои мешают учению и находят на очи молодых человек и прилежать к учению не допускает". Кроме того, впервые выдвигалась идея возрастной дифференциации учащихся в жилых помещениях школ [6, с 244].
По политическим причинам в 1726 г. была закрыта ранее созданная латинская школа при архиерейском дворе, а 1727 г. ликвидированы все партикулярные школы. Большая часть учащихся греко-славянской школы были переведены в Санкт-Петербург - в школу Феофана (Прокоповича) на Карповке [153, с. 107].
Школьное строительство в Новгороде вновь активизировалось только в 1740-е гг, когда в 1738 г был издан «Указ о преобразовании существующих епархиальных школ в семинарии». В 1742 г в Антониевом монастыре по проекту Ивана Филиппова был построен новый учебный комплекс семинарии Финансирование семинарии по объему намного превосходило другие семинарии открытые ранее при архиерейских дворах. Здесь вместо традиционной линейно анфиладной схемы, была применена коридорная система взаимосвязи помещений. Повысились требования к составу специализированных учебных помещений - учебные помещения кроме традиционных учебников и литературы оснащались специализированным оборудованием по физике, геометрии, астрономии: телескопом,
микроскопом, электрической машиной и др В состав комплекса входили деревянные корпуса для проживания >чеников Для отдыха семинаристов впервые решалась задача по организации школьного участка как