Содержание
Введение.........................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы анализа качества профессионального образования.....................................12
1.1. Основные теоретические подходы к рассмотрению качества профессионального образования.....................................12
1.2. Методология и методика оценки преподавателями и специалистами процесса подготовки специалистов для сельского
хозяйства.........................................................36
Глава 2. Особенности подготовки специалистов для сельского хозяйства в России в ХХ-ХХ1 вв...............................................52
1.1. Нормативно-правовые основы подготовки специалистов для сельского хозяйства в России в ХХ-ХХ1 вв..........................52
1.2. Особенности качества подготовки специалистов для сельского хозяйства (на примере подготовки инженеров-механиков для сельского хозяйства)........................................................83
1.3. Оценки экспертов процесса подготовки специалистов для сельского хозяйства (на примере подготовки инженеров по специальности «Механизация переработки сельскохозяйственной продукции» в Алтайском крае)............................................................111
1.4. Механизмы модернизации профессионального аграрного образования в России в современном российском регионе (на примере
Алтайского края).................................................144
Заключение.......................................................163
Список литературы................................................167
Приложение.......................................................194
1
2
Введение.
Актуальность темы исследования. Исторически Россия всегда являлась аграрной страной, и от эффективного развития сельского хозяйства во многом зависело ее благосостояние. В начале ХХГ в. агропромышленный комплекс переживает один из трудных периодов своего развития. Современная аграрная политика в российском обществе не соответствует требованиям цивилизованного рынка, более половины сельскохозяйственных организаций работают с убытком.
Очевидно и специфическое влияние на социальные проблемы сельского населения глобальных процессов и тенденций эволюции общества второй половины XX в., которые создали особое сочетание явлений глобального, национального, регионального, а также индивидуально-личностного порядка. Такой угол зрения естественным образом вытекает из положений целого ряда крупных международных форумов, рассмотревших в последние годы перспективы социального развития человечества на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Мировой общественностью обоснованно ставится вопрос о необходимости применения основ и технологий, критериев социального развития, в которых судьба аграрных регионов представляется особенно важной.
Неустойчивость развития сельского хозяйства обусловлена различными факторами, в том числе недостатком квалифицированных кадров, подготовленных к работе в новых социально-экономических условиях. В настоящее время для эффективности агропромышленного комплекса России требуются специалисты, умеющие быстро адаптироваться в кризисных, экстремальных условиях развития сельскохозяйственного производства, уровень подготовки которых соответствует международным стандартам. В соответствии с этим в условиях реформирования агропромышленного комплекса России одним из факторов стабильного его развития является качество подготовки специалистов в области сельского хозяйства.
3
Утверждается, что социально-экономическое развитие страны, а вместе с тем и профессионального образования зависит от сбалансированности рынка труда и рынка образовательных услуг [ 180, с. 10].
Рынок образовательных услуг связан с рынком труда опосредованно, через систему образовательных потребностей, которые выступают в качестве фактора не только потенциального спроса на рынке образования, но и потенциального предложения на рынке труда. Поэтому в процессе изучения рынка образовательных услуг и рынка труда обязательно должен быть включен третий элемент этой системы - непосредственный потребитель образовательных услуг и участник рыночных отношений в трудовой сфере [73, с. 323].
В рамках рассмотренной позиции качество профессионального образования представляет собой степень его способности удовлетворять выявленные потребности и ожидания конкретного потребителя [107, с.45].
Основной задачей высшего профессионального образования является формирование специалистов, не только способных разрабатывать и использовать методы и средства труда в определенных областях деятельности, но и людей, умеющих действовать и применять полученные знания в новых условиях - условиях конкурентной рыночной экономики. Конкурентоспособность человека на рынке труда определяется отношением его качества и стоимости (потребляемыми ресурсами). Законы конкуренции требуют высокой адаптивности к требованиям рынка труда и непрерывного совершенствования человека во всех областях деятельности в разрез идей и принципов всеобщего качества [202, с.64].
По мнению многих исследователей, для обеспечения конкурентоспособности образовательных услуг и подготовки специалистов, удовлетворяющих запросам развивающейся инновационной экономики, необходимо квалификационную модель специалиста, характерную для действующих ГОС, заменить на компетентностную модель специалиста [45, 187, 188]. Модель специалиста представляет собой описание того, каким
21
набором компетенций должен обладать выпускник вуза, к выполнению каких профессиональных функций он должен быть подготовлен и какова должна быть степень его подготовленности [187].
Понятие компетенция является достаточно неоднозначным. Так, Эрпенбек рассматривает компетенцию как диспозицию самоорганизации, учитывая то обстоятельство, что проблемные решения и действия принимаются и реализуются в комплексных, динамичных системах, таких как большинство сегодняшних предприятий и организаций. Суть компетенции можно понять в контексте современной теории самоорганизации, синергетики, радикального конструктивизма, теорий катастроф, хаоса и сложностей. Способности, готовности и знания оказываются связанными относительно ценностей и реализуемыми посредством волевых импульсов - диспозиционными предпосылками целенаправленного или целеоткрытого поведения под массированной ненадежностью решений. То есть сегодня человек функционирует и развивается в пространстве «пластичных целевых полей» (Ева-Мария-Роер), а компетенции выступают важным персональным ресурсом (Б. Бергман) [8].
В литературе можно встретить различные определения профессиональных, общих, академических и других компетенций.
Так, под профессиональными компетенциями В.И. Байденко понимает готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, а также самооценивать результаты своей деятельности. Иными словами, это связанные с предметом навыки - соответствующие методы и технические приемы, присущие различным предметным областям [6]. По мнению Байденко, большинство дефиниций основываются на чем-то общем, а именно:
1. Компетенции как единство теоретического знания и практической деятельности на рынках труда.
22
- Киев+380960830922