Вы здесь

Правовая культура учащихся : социологический анализ

Автор: 
Тренихина Светлана Юрьевна
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
2009
Артикул:
293214
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

f
Оглавление
Введение...............................................................3
Глава 1. Методологические подходы к анализу сущности правово культуры и ее формирования у учащейся молодежи
1.1. Сущность правовой культуры и специфика ее формирования ......12
1.2. Особенности формирования ориентаций и установок учащихся на освоение ценностей правовой культуры в современных условиях....................................................................54
Глава 2. Состояние и противоречия правовой культуры учащихся общеобразовательных школ в современных условиях.
2.1. Особенности становления ориентаций и установок учащихся на освоение правовой культуры..............................................87
2.2. Роль семьи и школы в формировании правовой культуры учащихся...................................................................130
Заключение...........................................................155
Литература...........................................................161
2
Введение
Жизнь ставит перед человеком задачу осуществления сознательного выбора между различными альтернативами поведения и ответственности за него. Окружающая действительность всегда образует определенные преграды, границы свободному выбору: материальные, политические, правовые и духовные. Мера свободы человека — степень ответственности за принятое решение. Культура ограничивает произвол природных побуждений. Запреты были и будут, пока существует человеческое общество, так как культура всегда остается нормативно регулирующей поведение людей системой. Для подлинно культурного человека обоснованные общественным интересом нормы и запреты отнюдь нс принимаются как ярмо. Усвоенные с детства, они свободно и • естественно реализуются в повседневной жизни.
Цивилизованность общества неотделима от правовой культуры граждан. Правовая культура является важнейшим фактором развития человека как гражданина, являясь средством создания и функционирования правового общества. У людей, не выработавших в себе навыков соблюдать нормы права, ^ злостно их нарушающих, зачастую формируются определенные асоциальные жизненные «принципы», свой образ поведения - некий суррогат человеческих отношений. Большое значение в этой связи имеет вопрос о правовом воспитание и обучении подрастающего поколения в условиях становления и развития демократических институтов в России в течение последних десятилетий.
Под воздействием происходящих перемен, в условиях определенного упадка духовности и морали, правосознание и представления о социальной и правовой норме у части населения подвергаются коррозии, что приводит к росту противоправного поведения. Особенно незащищенным становится молодое поколение, с несформировавшейся системой ценностей, с неустойчивым представлением о должном поведении. Представители молодого поколения не имеют еще достаточного жизненного опыта, ориентирующего на постоянное саморазвитие правового сознания и поведения. Они нуждаются в
3
пслрсбности в появлении новых правовых норм.. Прежние правовые регуляторы по каким-то причинам оказываются недостаточными. Во-вторых, следует выявлять ценность той или иной правовой нормы для тех, кого хотят ей подчинить. Если у определенной группы не возникнет понимание ценности конкретной правовой нормы, то соответствующая культура не возникнет. Не появится установки на соблюдение требований данного законодательного акта. В-третьих, формирование правовой культуры осуществляется путем выработки у массы индивидов потребности в соблюдении требований конкретных норм и правил. Следовательно, нужно использовать общие методы выработки определенных потребностей у тех, кого приобщают к новых продуктам правового творчества.
С точки зрения философско-исторического (деятельностного) подхода, рассматривающего человеческую деятельность как специфический способ бытия в мире людей, обеспечивающий непрерывное развитие человечества путём приспособления к условиям жизни и изменения этих условий, культура - это не столько готовое творение, сколько творчество. Культура - это не только всё сотворенное, но и творимые людьми способы и средства, с помощью которых можно вырастить человека в человеке, т.е. прежде всего, сотворение себя. В ней находят своё воплощение потребности, мотивы, цели поведения, общения, труда людей, в ней выражено стремление к безграничности человеческого развития.
Данная трактовка фактически дополняет аксиологический подход, только подчеркивая особую роль самого процесса создания новых способов человеческой деятельности. Отмечается, что творение культуры происходит постоянно. Необходимо к ней причислять не только создаваемые продукты, но и сам процесс преобразования человеком условий своего существования. Утверждается мысль о том, что только в самом создании и потреблении человек становится самим собой. На наш взгляд, эта идея направлена на более четкое выделение человека из природного мира. Он отличается не только
внешним обликом, а тем, что способен, создавая феномены культуры, посто-
16
янно выделять себя из природного мира. Следовательно, когда та или иная группа, или индивид, не приобщаются к ценностям культуры, они начинают действовать на основе реализации природных потребностей.
При данном подходе выделяются три взаимосвязанных блока культуры: знаниевый, ценностный и праксиологический. Процесс приобщения к культурным нормам и правилам требует приобретения специальных знаний, раскрывающих содержание норм, понимание значимости ее выполнения, а также овладение конкретными методами их реализации па практике.
Если применить это положение к правовой культуре, то, во-первых, к пей относятся не только нормы права, совокупность законов, регулирующих поведение людей, но и само правотворчество. Создание новых законодательных актов, а также сам процесс освоения требований права является неотъемлемой частью правовой культуры социума, социальных групп, индивидов. Для нас это очень важное положение, так как оно указывает на значимость самого процесса формирования индивидами собственной правовой культуры. Данная деятельность является очень важной ее частью. Следовательно, воспитание ориентаций на выполнение правовых норм, правовое просвещение, обучение являются элементами самой правовой культуры. Когда личность включается в правовое самовоспитание, самообразование она становится активным субъектом становления своей правовой культуры.
Личностно-творческий (антропологический) подход предполагает понимание культуры как выражения человеческой природы, меры человеческого в человеке, свойств и качеств личности. Культура - это совокупность научных знаний, морали, прав, обычаев, искусства и других особенностей, присущих человек)'. В данной трактовке проявляется стремление к перечислению того, что входит в содержание культуры. Одновременно отмечается, что культура является некой особой мерой человеческого в человеке. На наш взгляд, в этом положении культура рассматривается как процесс постоянного отделения человека от природного, путем творения того, что в ней в конкретном виде отсутствует. В целом с такой позицией можно согласиться, однако в этом
17