ВВЕДЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА СТУДЕНЧЕСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ
1.1 .Субкультура как механизм социализации молодежи............16
1.2.Студснческая субкультура в современном российском обществе.42
1.3.Образовательные практики как основа дифференциации студенческой
субкультуры.................................................66
ГЛАВА И. ОСОБЕННОСТИ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ ВУЗОВ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ)
1.1 .Ценности образования в студенческой субкультуре...........93
1.2.Стили жизни студентов как проявление дифференциации студенческой субкультуры.............................................115
1.3.Студенческая субкультура как фактор формирования жизненных
стратегий молодых людей....................................136
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................156
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ.................................................159
ПРИЛОЖЕНИЕ
177
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что для молодежи поиск своей.идентичности, своего места в социуме является одной из важнейших задач. Отличительной чертой данной социокультурной группы является ее инновационный потенциал. Соответственно, от того, какие нормы и ценности усвоят молодые люди, будет зависеть не только их будущее, но и перспективы развития общества в целом. Современная российская молодежь проходит свое становление в сложной обстановке ломки старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Субкультурные сообщества, представляя собой полифункциональный социокультурный феномен, отвечают сущностной потребности развития личности в социальной и культурной идентичности, помогают приспособиться к культурным, психологическим и социальным реалиям окружающей среды, предлагают свой путь разрешения существующих проблем. Это обусловливает особый интерес к изучению роли субкультур в социализации современной российской молодежи.
Студенчество представляет собой наиболее значимую в контексте развития общества часть молодежи. Период получения высшего образования является важным этапом социализации индивидов, когда осознанно происходит выбор траекторий своего будущего развития. Именно в стенах высших учебных заведений проходит становление нового поколения политической, творческой и бизнес-элиты общества, способной реализовать свои жизненные стратегии в условиях динамично меняющегося общества. Это повышает значимость исследований студенческой субкультуры как социокультурной среды формирования жизненных стратегий сегодняшних студентов.
Неоднородность социокультурных характеристик современного российского студенчества, вариативность образовательных стратегий ведут к внутренней дифференциации студенческой субкультуры, выражающейся в
17
религиозным, этническим и другим общественным идеалам. Социализация понимается как определенный аспект взаимодействия общества и индивида, где индивиду отводится активная роль по усвоению и преобразованию «социального опыта» поколений.
Сам по себе термин «социализация» - «процесс развития социальной природы человека» - впервые ввел в научный оборот Ф. Гиддингс. Первой собственно социологической концепцией социализации, можно считать позитивистскую концепцию Э. Дюркгейма. В основе его методологии - два принципиальных положения:1
1. Общество мыслится классиком социологии как особая реальность, стоящая над индивидами и осуществляющая контроль над их действиями;
2. Несоциализированную, импульсивную человеческую природу нужно сдерживать и контролировать силами общественной морали и у1розой наказания.
Концепция Э. Дюркгейма артикулирует социализирующую роль общества, которое в процессе социализации включает всё новые и новые поколения человеческих существ, «асоциальных к моменту рождения», в сферу «социальной жизни». Социологизм Э. Дюркгейма в контексте социализации, целенаправленно ориентирует исследователя на анализ проблем социальной адаптации, культурной ассимиляции индивидов и фактически закладывает теоретическую традицию анализа личности в качестве объекта социокультурного воздействия социума.2
Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которой происходит ее приспособление, сложилось в структурно-функциональном направлении американской
’ Осипова Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма. Изд-е 2-ое. - СПб.: Алстейя, 2001. - 330с.
2 Дюркгейм Э.О разделении общественного труда. Метод социологии / Пер. с фр. А.Б. Гофмана. - М.: Паука, 1991. - 574с.
18
социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие «адаптация».
В основе процесса социализации, как считает Т. Парсонс, лежит «генетически данная пластичность человеческого организма и его способность к обучению». Универсальная задача социализации — сформировать у вступающих в общество «новичков», как минимум, чувство лояльности и, как максимум, чувство преданности по отношению к системе. Согласно его взглядам, человек «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими». В результате этого, следование общепринятым нормативным стандартам, становится частью его мотивационной структуры, его потребностью. Поскольку индивид должен действовать в системе
коллективов, «основным условием их солидарности - что в
свою очередь представляется важнейшим аспектом интеграции
социальной системы - является интернализация мотивации соблюдения надлежащих уровней лояльности но отношению к коллективным интересам и потребностям».1
Первичная социализация, закладывающая основу всего последующего функционирования человека, но мнению Т. Парсонса, происходит в семье. В семье, отмечает он, складываются фундаментальные мотивационные установки человека. Социализация в семье происходит благодаря действию психологического механизма, который работает на основе сформулированного 3. Фрейдом принципа удовольствия - страдания и приводится в действие с помощью вознаграждений и наказаний. Этот механизм включает в себя процессы торможения (аналог фрейдовского вытеснения) и субституции (переноса или смещения), а также процессы имитации и идентификации.
Дальнейшая социализация продолжается в различных социальных группах и институтах, которые рассматриваются как механизмы социализации - совокупность средств и методов, обеспечивающих процесс
1 Парсонс Т. Система современных обществ. - М.: Мысль, 1997. - С. 124
- Киев+380960830922