СОДЕРЖАНИЕ
Введение............................................................ 3
Глава I. Перспективы инновационного развития социально- 8
ориентированных национальных экономик............................
1.1.Современные тенденции инновационного развития национальных 8 экономик..........................................................
1.2.Мировые центры развития новых и высоких технологий 30
Глава II. Особенности политики инновационного экономического роста 42
в Китае..........................................................
2.1 .Инновационные процессы в Китае на современном этапе 42
2.2.Развитие центров освоения передовых технологий в 64
Китае.............................................................
Глава III. Основные направления ' построения национальной 87
инновационной системы в России....................................
3.1 .Обобщенная оценка состояния инновационного развития России... 87
3.2.Методологические основы построения национальной 90
инновационной системы.............................................
3.3.Роль государства в формировании перспективной модели национальной инновационной системы.................................. 97
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................... 12з
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................ 126
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Итоги реформирования в России и Китае с учетом тенденций развития национальных экономик этих стран складываются таким образом, что для обеспечения их международной конкурентоспособности и экономической безопасности перед обеими странами ставятся задачи перехода к инновационной модели экономического роста.
Политика внедрения и развития инноваций в национальной экономике Китая является достаточно эффективной. Феномен Китая заключается в том, что проводимые рыночные преобразования не сопровождаются сколько-нибудь существенными изменениями политической системы, и страна не отказалась от социалистического выбора. В современных условиях Китай имеет переходную экономику, приобретающую рыночный вид.
При этом резкая смена внешнеэкономического курса, переход к политике «открытости»1 экономики характерны для китайской стратегии экономического реформирования. В результате ее осуществления стремительно увеличиваются внешнеторговый оборот и масштабы привлечения прямых иностранных инвестиций, создается благоприятная ситуация в инновационной сфере.
Для перехода к инновационной модели экономического роста в России необходимо построение национальной инновационной системы (НИС), под которой понимается совокупность взаимосвязанных структур, занятых производством и реализацией научно-технических знаний.
Отличительной чертой новой стратегии следует назвать переопределение ценности инноваций. По сравнению со старыми подходами постулируется, что единственным средством снижения издержек и потерь в процессе реформ являются постоянные перемены, постоянное экспериментирование и инновации. Инновации здесь понимаются не только
1 Понятие открытости, со ссыпкой на МВФ, иногда толкуется как режим дихотомии «свободная торговля -протекционизм» - См., напр.: Колесов В.П., Кулаков М.В. Международная экономика: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. С. 164.
3
- социально-экономическая эффективность (статическая и
динамическая);
- распределение доходов;
- социальная стабильность (безработица и инфляция).
Особый интерес вызывает методология, предложенная российскими учеными А. Бузгалиным и А. Колгановым, предназначенная для исследования стран с транзитивной экономикой. Основными принципами ее построения являются:
1. Выявление разнообразия моделей социально- экономических систем в их взаимной связи во времени и пространстве.
2. Наличие универсального набора параметров сравнения, которые претерпевают как количественные, так и качественные изменения.
3. Поиск и подбор экономической, социологической и административно-правовой информации.
Возникающие при этом трудности связаны, прежде всего, с полнотой и достоверностью статистических данных. В транзитивных экономиках они находятся в процессе адаптации к международным стандартам экономической статистики и финансовой отчетности. Эти преобразования происходят в разных странах разными темпами и с неодинаковой полнотой.
Определенные проблемы возникают также при сравнении организационно-правовых форм хозяйственной деятельности. В транзитивных экономиках они находятся в состоянии перманентного реформирования, дополнения и уточнения, внесения поправок, поскольку являются одним из главных инструментов преобразований. Вследствие этого возникает значительный разрыв между формальными нормами и экономической практикой.
К числу основных параметров сравнительного исследования стран с транзитивной экономикой относятся:
- технико-экономические и постэкономические параметры сравнения;
15
- параметры сравнения отношений, определяющих аллокацию ресурсов;
- параметры сравнения отношений собственности13;
- социальные параметры переходных экономических систем; -параметры отношений воспроизводства и механизма функционирования экономических систем.
Методология российских ученых предусматривает два этапа исследования. На первом этапе проводится анализ основных обобщающих макроэкономических показателей. Отсутствие целостного систематического анализа закономерностей трансформации в странах с транзитивной экономикой ограничивает возможности применения показателей, характеризующих экономическую динамику, таких, как: производство ВВП и промышленной продукции; инфляция; соотношение инфляции и безработицы; реальная заработная плата; налоговые поступления11.
На втором этапе исследования систематизируются эмпирические данные, а также различные проявления уже исследованной сущности. После этого возможна разработка научно обоснованных прогнозов развития стран с транзитивной экономикой.
При определенных различиях в обеих рассмотренных методологиях они сходны в том, что не уделяют достаточного внимания мировой практике сравнительных исследований национальных социально- экономических систем.
Проблема сопоставления и учета опыта экономического роста разных стран, широко обсуждаемая в настоящее время в специальной литературе и на различных форумах, обусловлена, в том числе, проблемой международного сопоставления макроэкономических показателей, вопросами теории и методологии международных сопоставлений ВВП. При международных сопоставлениях необходимо рассматривать ВВП с учетом
См., напр.: Капслюшннкоп Р. Экономическая теория прав собственности. М.: ИМЭМО РАН. 1990.
14 Бузгалин Л., Колганов А. Указ. соч. С. 195.
16
- Киев+380960830922