Вы здесь

Процесс легитимизации межинституционального взаимодействия религии и общего среднего образования в современном российском обществе

Автор: 
Шевцов Радислав Петрович
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
2010
Артикул:
298690
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

ВВЕДЕНИЕ !3
Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ Г 1
МЕЖИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕЛИГИИ И 1 1
ОБРАЗОВАНИЯ Iй
| 1.1. Социологическая интерпретация сфер взаимодействия институтов
} религии и образования | \ 15 1
! 1.2. Историко-социологический аспект взаимодействия институтов 1 I 1 1
религии и образования в России 1 ! 47 < . |
1 1.3. Особенности процесса легитимизации межинституционального 1 1
! взаимодействия религии и общего образования в странах Западной ; 1 1
1 ! Европы ( 56 1 1
1.4. Характеристика легитимизации межинституционального ! 1
взаимодействия религии и общего среднего образования в современном 1 I
российском обществе 1 | 64 1
ГЛАВА II. ЛЕГИТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА
! МЕЖИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕЛИГИИ 1
1 И ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНАЛЬНОМ » 1 1
1 1 СООБЩЕСТВЕ 75
| 2.1 .Социологический анализ процесса легитимизации взаимодействия
| институтов религии и общего среднего образования на региональном
|уровне 75
2.2. Оценки состояния и перспектив процесса легитимизации
межинституционального взаимодействия религии и общего среднего
образования региональным экспертным сообществом 108
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 130
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 137
1 ПРИЛОЖЕНИЯ 1 150
*>
Введение
Актуальность темы. В современном российском обществе, на путях реализации концепции модернизации образования и претворения в жизнь положения о воспитании молодого поколения в духе высокой нравственности [71], широко обсуждаются вопросы, связанные с возможностями введения в программу общеобразовательных школ страны дисциплин по религиозной тематике — «Основы православной (исламской, буддийской, иудейской) культуры» и «История мировых религий» [25]. Общественная и научная дискуссия по поводу целесообразности внедрения данного педагогического проекта обострилась в начале 2006/2007 учебного года, когда в средствах массовой информации появились публикации о том, что в школах ряда областей России, по региональной учебной квоте, был введён курс «Основы православной культуры», в качестве обязательного предмета общеобразовательной школьной программы, как в начальных, так и в старших классах. [24].
Основные оппонирующие точки зрения по данной проблематике выражены в трёх дискурсивных позициях. Инициаторы введения «Основ православной культуры» в общеобразовательных школах России — Русская православная церковь и её сторонники - настаивают на том, что данный предмет имеет сугубо культурологический характер, в чём проявляется его светскость, поэтому он может и должен преподаваться в качестве обязательной дисциплины в светских общеобразовательных учреждениях страны. Основы изучения православной культуры нацелены на восполнение пробела в школьном образовании, в котором, по мнению лидеров РПЦ и сторонников данной точки зрения в сферах науки и образования [59], абсолютно недостаточно представлена значимость православной культуры в генезисе российской культуры и государственности [120].
По мнению представителей Министерства образования и науки РФ, а также лидеров некоторых не православных религиозных организаций и
Ь ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНСТИТУТОВ
РЕЛИГИИ И ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Социологическая интерпретация сфер взаимодействия институтов религии и образования
Социологические исследования межинституционального
взаимодействия религии и образования в современной России проводимые на протяжении последнего десятилетия такими отечественными исследовательскими центрами как ФОМ [98], СОВА [59], Левада-Центр [76], ВЦИОМ [27], «Религия в современном обществе» РНИС и НП [89] свидетельствуют как о повышении уровня религиозности наших соотечественников, так и о росте престижа и доверия к институту религии в целом и религиозным организациям в частности со стороны общества. По мнению современных российских ученных данная тенденция обусловлена прежде всего продолжающимися реформами в нашей стране, недостаточной развитостью институтов политической демократии, отсутствием единой государственной идеологии и социально-экономической нестабильностью. Такие явления как социальная поляризация, падение престижа института семьи, рост делинквентного поведения в подростковой среде, повышение уровня креминогенности, демографический кризис и многое другое, заставляет многих наших соотечественников рассматривать именно религиозное духовное наследие как стержень национальной культуры, как основу духовности и нравственности, без которых невозможно нормальное развитие и функционирование социальных институтов российского общества. На наш взгляд, на путях конструктивного решения задач поставленных в данной работе целесообразно провести социологический анализ теоретико-методологических основ взаимодействия религии и образования.
16
Анализ классических и современных подходов изучения процесса межинституционального взаимодействия религии с основными институтами общества показывает, что первые шаги на пути научного рассмотрения религии и определения её места и роли в общественных отношениях были сделаны французским мыслителем О.Контом [64], который ввёл в научное употребление само понятие «социология». Основанием системы всеобщего образования по Конту, должна быть «естественная» (т.е. положительная) философия - знания, полученные в результате эмпирический исследований. В своём труде «Дух позитивной философии» обосновывая закон трёх стадий, учёный настаивает на том, что специальному изучению общих положений наук суждено преобразовать образование и воспитание. По Конту, общество прогрессирует в результате прохождения им трёх стадий соответствующие периодам жизни человека - детству (теологическая), юности (метафизическая) и зрелости (позитивная). В контексте данного учения религия, морально - нравственные ценности, образование, непосредственно рассматриваются учёным. Учёный убежден в том, что этот закон он смог открыть только благодаря тому, что он рассмотрел генезис человеческого разума в различных сферах его деятельности. Характеризуя особенности теологической стадии Конт отмечает что: «...здесь человеческий дух, направляя свои исследования главным образом на внутреннюю природу вещей, первые и конечные причины поражающих его явлений, стремясь к абсолютному познанию, воображает, что явления производятся прямым и постоянным воздействием более или менее многочисленных сверхъестественных факторов, произвольное вмешательство которых объясняет все кажущиеся аномалии мира» [64.С.23]. На этой стадии человечество ищет начала всех вещей, способ их возникновения. В свою • очередь теологическая стадия проходит три фазиса: фетишизм, политеизм и монотеизм. На первом фазисе всем внешним телам приписывается жизнь аналогичная нашей, происходит поклонение небесным светилам, господствуют инстинкт и чувство при выработке знаний. Политеизм
I