Содержание
Введение 3
Глава I Экономические стратегии как объект социологического
анализа 31
1.1 Экономические стратегии как траектории деятельности субъектов
малого бизнеса . 33
1.2 Становление социального слоя субъектов российского малого бизнеса 52
1.3 Эмпирические индикаторы экономических стратегий российского
малого бизнеса 72
Глава II Формирование институциональной среды малого бизнеса в
российском обществе 86
2.1 Организационные предпосылки малого бизнеса 88
2. 2 Правовые рамки деятельности малого бизнеса в России 106
2. 3 Структурные и институциональные ограничения экономических
стратегий субъектов малого бизнеса 121
Глава III Российский малый бизнес как сфера социальной
ответственности 142
3.1 Классификация экономических стратегий малого бизнеса в
социально-интеграционном контексте 143
3.2 Экономические установки в системе социальных диспозиций
представителей малого бизнеса 160
3.3 Неформальные практики малого бизнеса: социально-ресурсная
составляющая 173
Глава IV Перспективы изменения экономических стратегий
субъектов малого бизнеса 190
4.1 Альтернативы поглощения или сотрудничества со средним
и крупным бизнесом как идентификационный выбор 193
4.2 Стратегия наращивания компетентности: оптимальный вариант
г
социального позиционирования субъектов российского малого бизнеса 210
Заключение 227
Список литературы 234
23
пределах, развития, которые демонстрируют субъекты малого бизнеса, что требует определенной ревизии дистрибутивного и функционального векторов в оценке состояния малого бизнеса;
• дана классификация экономических стратегий субъектов малого бизнеса по критерию выбора иерархии экономических целей и соответствующих средств реализации, устанавливающая коррелируемость экономических стратегий с социальным позиционированием, что требует уточнения в социологическом инструментарии, определяющем экономические стратегии по критерию выживаемости/развития;
• проанализированы экономические установки субъектов малого бизнеса, которые сформировались в рамках социально-реактивных ' и социально фиксированных диспозиций и направлены на пролонгирование завоеванных социальных позиций, что значительно понижает инновационные устремления субъектов малого бизнеса и требует акцентировки внимания не только на внешних условиях развития малого бизнеса, но и выявлении динамики социального самочувствия, перевода в режим базисных социальных диспозиций, устанавливающих баланс личных, групповых и общественных интересов;
• рассмотрены сценарии развития малого бизнеса, связанные либо с , его поглощением, с интеграцией на комплементарных условиях в систему среднего и крупного бизнеса, либо самоопределением субъектов малого бизнеса как акторов самостоятельного сегмента экономики, способных к социальной самоорганизации, к артикулированию и лоббированию групповых интересов и сотрудничеству с крупным и средним бизнесом как самостоятельного предпринимательского слоя;
• определены условия и цели стратегии наращивания компетентности субъектов малого бизнеса как оптимальной в условиях реализации концепции устойчивого экономического развития российского общества, что дает возможность трактовки деятельности субъектов малого бизнеса как связанной не только с деловой активностью и выполнением определенных социальных обязательств, по и с наращиванием социального капитала российского общества.
Положении, выносимые на защиту
1. Экономические стратегии, как концепт социологической мысли
обладают аналитическим потенциалом в исследовании социального
позиционирования субъектов малого бизнеса. Интерпретация экономических стратегий в классической социологии основывается на их понимании как формы рационального экономического поведения, сообразуемого с принципом выгодности, концепция ограниченной рациональности включает в
формирование и реализацию экономических стратегий влияние неформальных социальных установок. Экономические стратегии во многом определяются не только действием согласно стандартам экономической деятельности и
экономического поведения, но и включают анализ социальных диспозиций, связанных с социальной идентификацией, с самоопределением и самооценкой субъектов малого бизнеса не только в контексте экономических целей, но и, главным образом, в субъективной социальной самооценке, что подчеркивает «пограничный» характер понятия экономические стратегии, аналитический и объяснительный потенциал для исследования социального позиционирования субъектов малого бизнеса (предпринимательского слоя).
2. Особенности формирования экономических стратегий субъектов российского малого бизнеса состоят в доминировании адаптационных целей, связанных с предупреждением рисков нисходящей социальной мобильности, самоограничении целей, что ставит преграды на пути реализации
- Киев+380960830922