СОДЕРЖАНИЕ
2
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I.
1.1.
1.2.
1.3.
♦ Выводы
ГЛАВА II.
2.1.
2.2.
2.3.
»
Выводы
Стр.
5
ПАРАДИГМА ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМА:
ГЕНЕЗИС ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ
ТРАДИЦИИ........................................ 18
Теория институциональной структуры общества .... 19
Неоинституционализм и теории социальных
изменений....................................... 29
Социологические исследования процессов
институционализации............................. 40
................................................ 48
ПРОЦЕССЫ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ПЕРЕХОДНОМ
РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ ............................ 51
Формирование новой институциональной структуры и проблемы реинституционализации
отношений в переходном обществе................. 52
Легитимизация новых социальных отношений
в общественном сознании ........................ 74
Нормативизация социальных отношений институционального типа......................... 92
101
3
ГЛАВА III. ПОТРЕБНОСТНОЕ ОБОСНОВАНИЕ НОВЫХ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗИРУЮЩИХСЯ ОТНОШЕНИЙ.............................................. 103
3.1. Формирование потребностей в новом
общественном регламенте................... 104
3.2. Формирование потребностей в новом качестве социальных отношений......................... 114
3.3. Осознание российским обществом новых
социальных потребностей................... 127
Выводы ............................................ 145
ГЛАВА IV. СЕЛЕКЦИЯ СПОСОБОВ ДОСТИЖЕНИЯ И
МОБИЛИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ РЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ ОТНОШЕНИЙ.................................. 147
4.1. Социальные предпосылки и условия институционализации новых отношений............ 148
4.2. Социокультурные ограничения институционализации новых отношений............ 160
4.3. Маргинализация и внедрение новых образцов поведения в процессе институционализации 172
Выводы ........................................... 183
ГЛАВА V. ТРАНСФОРМАЦИЯ НЕФОРМАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ......................... 185
5.1. Социальная природа неформальных социальных
отношений в России ....................... 186
29
Агрегированный результат деятельности конкретного социального института выступает итогом исследования его явных и латентных функций, функциональных и дисфункциональных действий в конкретной ситуации.
Возможность исполнения одинаковых функций разными социальными институтами ведет к существованию функциональных эквивалентов. Это помогает в случае дисфункции одних институтов поддерживать социальную стабильность вследствие выполнения данной функции другим (или другими) институтами. Однако различная готовность институтов к выполнению определенных функций означает невозможность эквивалентного замещения, означая функциональную альтернативу.
1.2. Неоинституционализм и теории социальных изменений
Институциональный подход широко применяется при анализе механизма социальных изменений. Под социальными изменениями в социологии принято понимать различные изменения на всех уровнях общества, касающиеся социальных систем, социальной стратификации, социальных общностей, социальных процессов, институтов, организаций и их взаимодействий. Выделяются четыре основных вида социальных изменений, которые в той или иной степени выступают результатом институциональных изменений. Так, структурные социальные изменения предполагают структурные изменения социальных институтов, а процессуальные изменения невозможны без перемен принципов взаимодействия между социальными субъектами различного рода. Функциональным социальным изменениям предшествуют изменения функций различных социальных институтов, а
мотивационным социальным изменениям - изменения в идеологической институциональной структуре.
Основными вариантами институциональных изменений являются дифференциация социальных институтов и перерегуляция институциональных связей1. При дифференциации происходит специализация предметной области институциональных связей, создаются специальные учреждения, разрабатываются специальные технологии, а также специальные нормы и правила социального взаимодействия. В случае перерегуляции института изменяются исходные принципы «ориентации на другого», а также базисные нормы взаимодействия.
Слабым местом структурно-функционалистского метода является неразработанность вопроса институциональных изменений ввиду его ориентированности на стабилизацию социальных структур. Дело в том, что необходимо объяснить, как в институционализированном обществе - обществе с прочной системой рутинных социальных взаимодействий происходит разрушение старых и формирование новых социальных институтов. Динамика социальной жизни XX в. позволила социологам пересмотреть веру классиков в «железобетонность» как отдельных институтов, так и всей институциональной структуры общества. Так, патриарх отечественной социологии В.А. Ядов полагает, что социальные институты «постоянно меняются, они не столь устойчивы, как это представлялось Э. Дюрк-гейму ... и ... К. Марксу...»2
А.Г. Эфендиев указывает на следующие трудности в изменении социальных институтов. Во-первых, любое изменение в социальном институте должно в определенной степени дублироваться изменениями в значи-
1 См.: Эфендиев А.Г. Указ. соч. С. 248-250.
2 Ядов В.А. Теоретическая социология в России: проблемы и решения // Общество и экономика. 1999. №3-4. С. 313-314.
- Київ+380960830922