Вы здесь

Услуги учреждений культуры как инструмент реализации государственной культурной политики

Автор: 
Горушкина Светлана Николаевна
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
2011
Артикул:
302288
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................... 3
ГЛАВА I. ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ПАРАДИГМЕ
1.1. Влияние социально-экономических преобразований общества на изменение государственной культурной политики современной России........................................................ 18
1.2. Обеспечение доступа к культурным благам в условиях реформ.45
1.3. Тенденции изменения культурных потребностей населения под влиянием глобализационных процессов.....................................61
ГЛАВА II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ УСЛУГ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ
2.1. Сущность понятия «услуги учреждений культуры» как инструмента качественных преобразований в сфере культуры...................77
2.2. Классификация услуг в сфере культуры как инструмента оптимизации управленческих решений по обеспечению условий доступа к культурным благам.........................................................94
2.3. Услуги учреждений культуры в электронном виде: новый формат обеспечения доступности к ресурсам культуры...................114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................137
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................148
ПРИЛОЖЕНИЕ 1................................................. 178
ПРИЛОЖЕНИЕ 2................................................. 195
ПРИЛОЖЕНИЕ 3................................................. 201
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена процессом реформирования социокультурной сферы в контексте демократизации российского общества, что привело к смене парадигмы государственной политики России: от сохранения и содержания сети учреждений культуры - к обеспечению услуг в сфере культуры и созданию условий доступности культурных благ; от просвещения населения — к формированию духовного потенциала общества.
Эти процессы происходят на фоне обновления социальных отношений, вызванного развитием информационных технологий и внедрением их во все сферы жизни общества. Расширяется рынок массовой культуры, вес больше вытесняя традиционные формы досуга, в результате чего трансформируется социокультурная среда, изменяются ценностные приоритеты и массовое сознание, вкусы и интересы людей. Под воздействием глобализации и распространения образцов глобальной культуры складываются новые запросы населения, формируется соответствующий им рынок услуг культуры, на котором государственные институции постепенно утрачивают свои позиции. Гак, при общем увеличении за последние годы количества музеев более чем в 2 раза, театров - в 1,6 раза, посещаемость музеев сократилась почти в 3 раза, театров - почти в 4 раза. Проблема утраты ими ведущих позиций на рынке услуг культуры осложняется сохраняющимися диспропорциями в обеспечении доступности для населения культурных благ. С одной стороны, удаленность от культурных центров, неразвитая система коммуникаций, низкий уровень материального достатка не позволяют реализовать значительной части населения свое конституционное право на доступ к культурным ценностям. Данные статистики Минкультуры России, представленные в аналитическом отчете ГИВЦ за 2009 г., свидетельствуют о том, что из 24 городов с населением от 500 тыс. до 1 млн человек лишь 8 имеют театры оперы и балета, более десяти субъектов Российской Федерации не имеют театров юного зрителя. В то же время в Москве и Санкт-Петербурге, на долю которых приходится около 16% выделяемых на культуру бюджетных средств, наиболее высокая концентрация учреждений культуры. В Москве сосредоточено более 14% театров и концертных организаций, в Санкт-Петербурге - более 5%; достаточно высока доля театров и концертных организаций в Московской
19
переакцентировка ценностно-смысловых оснований культурной политики. Соответственно, меняется само понятие культурной политики, уточняются функции и сфера компетенции субъектов управленческой деятельности, в конечном счете, инструменты реализации культурной политики также претерпевают серьезные изменения. Обратимся к основным этапам становления понятия «культурная политика», ибо от его смыслового наполнения во многом зависит состояние культуры в обществе и перспективы ее развития в контексте сложных социально-экономических преобразований современной России.
Одно из первых определений понятия «культурная политика» было введено в оборот на круглом столе ЮНЕСКО в Монако в 1967 году. В докладе «Политика в сфере культуры - предварительные соображения» под политикой в сфере культуры понимался «комплекс операциональных принципов, административных и финансовых видов деятельности и процедур, которые обеспечивают основу действий государства в области культуры». В этом контексте реализация политики в сфере культуры представляет собой «всю сумму сознательных и обдуманных действий (или отсутствие действий) в обществе, направленных на достижение определенных культурных целей, посредством оптимального использования всех физических и духовных ресурсов, которыми располагает общество в данное время»1.
По мнению Августина Жерара и Женевьевы Гентил, культурная политика предполагает существование долгосрочных целей, среднесрочных и измеряемых задач и средств (человеческих ресурсов, финансов и законодательной базы), объединенных в чрезвычайно сложную систему»7.
Эту точку зрения развивают Марио ди Анджело и Пола Весперини, которые выделяют основные аспекты культурной политики. К ним они относят, прежде всего, признание необходимости условия, при котором цели центрального правительства должны сочетаться с интересами региональных и местных органов управления, а также интересами основных игроков в культурной сфере. В качестве второго аспекта выступает признание того, что культурная политика предполагает распределение ресурсов, как финансовых,
* Cultural policy: a preliminary study. (Paris: UNESCO, 1969). - P. 5, 7.
2 Girard A., Gentil G. Cultural Development: experiences and policies, 2nd ed. (Paris: UNESCO, 1983).
- P. 171-172. Цит. по: - Перияь Б. Исполнительские искусства в США // Экология культуры:
Информационный бюллетень. - Архангельск, 2003. - № 2 (30).
20
так и административных, структурных, человеческих и творческих1. Поддерживая идею культурной политики как действия, направленного на координацию целей и ресурсов, консультанты по культурному развитию из Калифорнии Дон Адамс и Арлен Голдбард предлагают осуществлять мониторинг политики, потому что это позволит, по их мнению, оценить культурное влияние каждого социального действия в свете установленных стандартов, которые и являются средством достижения установленной культурной политики2.
Такой вывод зарубежных исследователей представляется для нас принципиально важным, так как отвечает принципам проводимых в современной России экономических реформ, подчеркивает необходимость согласования высоких целей культурного развития с конкретными задачами управления в сфере культуры, связанными с поисками новых инструментов -разработкой и введением стандартов в сфере культуры и искусства, расширением предложений культурных услуг, актуализацией проблемы их доступности в условиях рыночной экономики и пр.
В работах Л.Е. Вострякова, глубоко проанализировавшего основные подходы к определению культурной политики, сложившиеся в современном социальном и гуманитарном знании, выделяется целевой, институциональный и ресурсный подходы к формированию культурной политики3. По нашему мнению, совокупность этих подходов наиболее адекватно определяет интенсивность преобразовательных процессов в культурной политике.
В национальном докладе «Культурная политика России. История и современность. Два взгляда на одну проблему» отмечается, что культурная политика России в начале XX века отличалась антиэлитарной направленностью и шла параллельно с укреплением устоев социалистического государства4. Его основными принципами были формирование государственной сети учреждений культуры и создание жестко
1 См.: Marion d’Angelo, Paul Vesperini. Cultural Policies in Europe: Method and Practice of Evaluation. (Council of Europe Publishing, 1999).-P. 18.
2 Adams D. and Goldbard A. Basic Concepts: Modes and Means of Cultural Policy-Making (1995,
1986) // http://w\v\v.\v\vcd.org/policy/concepts.html
3 См.: Востряков Л.Е. Культурная политика: основные концепции и модели // Экология культуры. - Архангельск: Ком»гтет по культуре администрации области. - 2004. - № 1. - С. 3.
4 См.: Культурная политика России. История и современность. Два взгляда на одну проблему. -М.: Либерея, 1998. - С. 35.