ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................................3
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ ОБЩЕСТВЕ...............................................23
1.1 Молодёжь и молодёжная политика в научном дискурсе.....................23
1.2 Молодёжная политика как социальный институт...........................43
1.3 Реализация молодёжной политики в современной Европе: основные модели, механизмы, направления....................................................61
1.4 Формирование института молодёжной политики в России...................81
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЁЖНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ.................................................................128
2.1 Жизненные стратегии и социальные практики провинциальной молодёжи как предмет региональной молодёжной политики.........................................128
2.2 Формирование системы государственной молодёжной политики в российских регионах.................................................................154
2.3 Институт семьи в контексте региональной молодёжной политики..........175
2.4 Модели и формы профилактики девиаций в молодёжной среде..............189
2.5 Механизмы интеграции и развития социальной активности провинциальной
молодёжи................................................................205
ГЛАВА 3. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ МОДЕЛИ И СОЦИАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ МОЛОДЁЖНОГО ТРАНЗИТА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ......................................................224
3.1 Молодежная политика российских политических партий: опыт дискурсивного и практического анализа....................................................224
3.2 Концепция молодёжного служения - основа молодёжной политики Русской православной церкви......................................................243
3.3 Молодёжная политика российского бизнеса..............................262
3.4 Молодёжные общественные объединения как субъект региональной молодёжной политики.................................................................280
3.5 Принципы и условия разработки и реатизации регионачыюй молодёжной политики в
современной России.......................................................299
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................316
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ...........................................324
Приложение №1.Краткий аналитический отчет по итогам социологического исследования «Молодёжь Костромской области: психологическое состояние, ценностные
ориентации, социатьные проблемы».........................................354
Приложение №2. Краткий анатитический отчет по итогам социологического исследования «Проблемы и перспективы развития молодёжных общественных объединений в российских регионах».......................................411
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования проблем региональной молодёжной политики определяется, с одной стороны, важным значением молодого поколения в современном обществе, а с другой, возрастающей стратификацией и регионализацией российского общества. Российское общество и государство, ставшие после многих десятилетий социокультурной изоляции открытыми для проникновения новых социальных институтов, культурных программ, повседневных практик, оказались в положении элемента мировой системы, чутко реагирующего на разнообразные флуктуации в ней. Влияние общемировых вызовов на развитие Российской Федерации тесно связано с внутриполитическими процессами, происходящими в стране. Современная Россия переживает процесс трансформации, «охватывающий все сферы жизни общества и выраженный в преобразованиях способа деятельности человека (культуры), форм отношения между людьми в ходе их деятельности (социальности)».1 Это проявляется как на макро-уровне, гак и на уровне повседневной жизни россиян. Трансформация привычных способов деятельности, социальных структур ведет к эскалации неопределенности, что в большей степени затрагивает именно молодёжь. Процесс трансформации, который носит скорее стохастический характер, в начале 21 века сопровождается попыткой государства осуществить управляемую
модернизацию в политической и социально-экономической сферах. Любая модернизация, в особенности интенсивно реализуемая, требует
определенных ресурсов для своего осуществления, в первую очередь, человеческих. Разрушение механизмов социальной регуляции и
государственного управления в 90-е годы прошлого века способствовали возникновению ряда серьезных социальных проблем, которые сегодня являются прямой угрозой национальной безопасности российского
государства. Во-первых, старение и вымирание российской нации. Данные государственной статистики свидетельствуют о неуклонном сокращении
1 Лапин Н.И. Пути России: социокультурные трансформации. - М.: ИФ РАН, 2000. с. 38.
3
среде. Немало внимания уделяется также талантливой, одаренной, социально-активной молодёжи. При этом около 60% «среднестатистических» молодых людей (не входящих в экстремальные группы) оказываются вне интереса государственных органов по делам молодёжи. Во-вторых, в работах исследователей недостаточно внимания уделяется так называемым латентным функциям и дисфункциям молодёжной политики. В данном случае речь идет о том, что декларируемые политическими и общественными структурами цели работы с молодёжью не всегда представляют прямой интерес для исследователя. Гораздо больший аналитический потенциал содержится в изучении скрытых, неявных результатов (функций и дисфункций) деятельности тех или иных молодежных структур. В-третьих, в большинстве исследований российской молодёжной политики фигурирует достаточно ограниченный набор субъектов ее реализации. Авторы имплицитно подразумевают, что реализовать деятельность по социализации и социальному воспитанию молодёжи способны лишь отдельные, специально созданные структуры. Указываются в основном государство, молодёжные объединения, сама молодёжь, политические партии, иногда бизнес. При этом зачастую исследователи ограничиваются лишь перечислением субъектов, не рассматривая и не анализируя их когнитивные и деятельностные стратегии в отношении молодого поколения. Важно не только декларировать наличие большого числа субъектов, но и проанализировать особенности их взаимоотношений, типичные стратегии и механизмы рекрутирования молодёжи, а также определить те социальные группы молодёжи, для которых деятельность той или иной социальной структуры будет являться функциональной и дисфункциональной. В-четвертых, необходимо подчеркнуть тот факт, что в современных российских условиях нельзя рассматривать молодёжь как отдельную демографическую когорту, как единую социальную группу с одинаковыми потребностями, проблемами и жизненными стратегиями, чем иногда страдают отечественные работы по социологии молодёжи. Молодёжь предстает сегодня как
44
разнородная, не имеющая четких групповых интересов общность, которая жестко дифференцирована и стратифицирована, например, с точки зрения доступа к социальным, экономическим и культурным ресурсам общества. Мы уверены, что жизненные шансы и возможности провинциальной молодёжи, проживающей в малых городах и сельской местности значительно ниже, чем у молодых людей из «глобального» города.
В рамках данного исследования молодёжь рассматривается, в первую очередь, в контексте транзитивных теорий, что объясняется несколькими обстоятельствами:
1. Концепция молодёжного транзита (транзитов) является наиболее распространенной теорией в западной социологии молодежи и постепенно утверждается в России. Это свидетельствует о достаточно высоком гносеологическом потенциале данной концепции, ее исследовательских и прогнозных возможностях. Ьолее того, деятельность большинства европейских и американских государств в области молодёжи строится именно на основе этой теории. А это в свою очередь дает возможность, используя концепт транзита, осуществлять компаративные и междисциплинарные исследования, в частности, сравнивать модели молодёжной политики в РФ и странах Европы.
2. Концепция молодёжного транзита является наиболее «операционализируемой» по сравнению с другими теориями, что позволяет более эффективно использовать инструментарий эмпирической социологии.
3. Использование концепции транзита в качестве базовой теории позволяет успешно решать многие проблемные вопросы, касающиеся реализации молодёжной политики. В частности, возрастные рамки молодёжного возраста определяются исходя из особенностей транзита молодёжи, его сложности, нелинейности, а также условий его протекания в разных социокультурных полях общества. Это создает возможности для
45
- Киев+380960830922