ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................... 3
ГЛАВА I. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ...................... 22
1.1. Сущность девиантного поведения, его типы, виды и формы... 22
1.2. Основные направления концептуализации причин девиантного поведения................................................. 45
1.3. Социальный контроль и девиантность....................... 70
ГЛАВА И. НИЩЕНСТВО И БРОДЯЖНИЧЕСТВО В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ............................................................ 87
2.1. Основные этапы в развитии нищенства и бродяжничества, эволюция форм и методов социального контроля....................... 87
2.2. Причины и типология профессионального нищенства и бродяжничества в XIX веке.................................127
2.3. Стратегия совершенствования социального контроля в борьбе с нищенством и бродяжничеством на рубеже XIX-XX вв..........139
ГЛАВА 111. СОЦИАЛИЗМ И СОЦИАЛЬНЫЙ ПАРАЗИТИЗМ......................151
3.1. Борьба с проявлениями социального паразитизма в период
20 - 30-х годов XX века.......................................151
3.2. Особенности положения бродяг и попрошаек в послевоенный
период........................................................170
3.3. Лица без определенного места жительства и занятий на этапе развитого социализма..............................................177
ГЛАВА IV. БРОДЯЖНИЧЕСТВО И ПОПРОШАЙНИЧЕСТВО В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД..............................................193
4.1. Постсоветские реформы как фактор динамики попрошайничества
и бродяжничества..............................................195
4.2. Структура, типология, социально-демографические характеристики лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством.....214
4.3. Девиантные персоны и уровень толерантности в обществе по отношению к ним...........................................236
ГЛАВА V. СИСТЕМА ПОМОЩИ ЛИЦАМ БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ......................243
5.1. Разработка концепции предупреждения бездомности, улучшения положения и ресоциализации лиц без определенного места жительства
в РФ..........................................................243
5.2. Модель замкнутой системы оказания помощи бездомным бродягам
в Санкт- Петербурге...........................................263
5.3. Опыт решения проблемы бездомности силами государства и третьего сектора в зарубежных странах..............................304
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................320
БИБЛИОГРАФИЯ......................................................332
ПРИЛОЖЕНИЯ........................................................363
36
индивида. На уровне социума высшим выражением ценностных смыслов выступает общественный идеал, а на индивидуальном уровне - смысл жизни, который воплощается в жизненной стратегии личности. Рыночное общество основано на системе базовых ценностей, к которым относятся: ценности экономического успеха, конкуренции, легитимация социального неравенства, готовность большинства занятого населения принять роль наемного работника, дистанцирование экономической системы от принципов морали. Это способствует формированию преимущественно рационального характера поведения человека, для которого свойственны: индивидуализм как
нормативное поведение, предприимчивость, эгоистический эгалитаризм (заботе о собственном комфорте, здоровье, заработке), территориальный конформизм (где хорошо платят и безопасно жить, там и родина), принятие роли активного потребителя.
Россия имеет цивилизационные и культурные особенности, которые определяют существование ценностной системы, имеющей иной состав ценностей и их иерархию. Это определяет среди россиян, в категориях веберовской типологии социального действия, доминирование не целерациональных, а ценностно-рациональных действий. Для поведения характерны: высокий уровень спонтанности, радикализм, стремление к крайностям, трудность в нахождении меры, низкий уровень организации и самоорганизации, стихийность, свободолюбие (воспринимаемое как воля) .
Экспорт рыночной системы хозяйствования в Россию и практика ее внедрения показала, что базовые ценности рыночного общества диссонируют с одной стороны с ценностями социализма, а с другой стороны, не соответствуют традиционной системе ценностей, основанной на православной культурной традиции, предполагающей в частности вторичность политических и экономических феноменов, по сравнению с социально-культурными. Ф.М.Достоевский писал: «При начале всякого народа, всякой национальности
1 Александрова Т Л. Альтернативы экономическою поведения Человек в переходной экономике -Екатеринбург. 2000. - С. 26*28
37
идея нравственная всегда предшествовала национальности, ибо она же и создавала ее. И как только после времен и веков (потому что тут же свой закон, нам неведомый) начинал расшатываться и ослабевать в данной национальности, ее идеал духовный, так тотчас же начинала падать и национальность, а вместе падал и ее устав, и померкали все те гражданские идеалы, которые успевали в ней сложиться»1.
Свое формализованное закрепление национальные ценности России получили в Конституции РФ, других законодательных документах. Однако, ограничиться простой констатацией важнейших ценностей недостаточно, необходимо создать систему, обеспечивающую трансляцию, пропаганду, усвоение, защиту данных ценностей с целью формирования у граждан определенного механизма внутреннего контроля. В настоящее время деформация нормативно-ценностной системы проявляется в следующих моментах:
формируется мнение, что в обществе существуют зоны, закрытые для морального регулирования, такие как политика, экономика, и для людей, работающих там, эти регуляторы являются необязательными;
насаждается правовой экстремизм, выражающийся в том, что правовой контроль претендует на тотальность, подменяя моральные, религиозные регуляторы, ограничивая власть традиций и обычаев. Это выражается, в том, что в случае обнаружения значительных нарушений должностными лицами своих служебных обязанностей, применяются правовые санкции (как правило, имеющие селективный характер), а моральная оценка не выносится. Исторически в России институт формального права как регулятор поведения людей играл незначительную роль. Правовые регуляторы либо заменялись моральными, либо использовались в зависимости от степени соответствия интересам субъекта. Право рассматривалось как более низкий регулятор по сравнению с моралью, всегда сильна была роль устных договоренностей. Многовековое отчуждение рядовых граждан от государства
1 ДостоевскийФМ Полнсобрсоч,В30т.,Т.26 -Л, 1984 - С. 165-166
- Киев+380960830922