Вы здесь

Изобразительная деятельность человека как отражение формирования основ художественного языка на материале алтайских писаниц

Автор: 
Нечаев Михаил Геннадьевич
Тип работы: 
диссертация кандидата искусствоведения
Год: 
2008
Количество страниц: 
243
Артикул:
172171
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

2
Оглавление
Введение...............................................................3
Глава I. Искусствоведческие аспекты изучения наскальных изображений в контексте со смежными областями
гуманитарных знаний...................................................16
1.1. Специфика наскальных изображений как
предмета искусствоведческого анализа..............................16
1.2. Эволюционность процесса создания наскальных изображений..........35
1.3. Изобразительная деятельность первобытного человека
в социально-психологическом контексте.............................57
Глава II. Наскальные изображения как феномен протоискусства...........67
2.1. Особенности носителя наскальных изображений......................67
2.2. Сюжетно-тематическая классификация и разнообразие пластических форм на алтайских писаницах..........................97
2.3. Наскальные изображения Алтая как памятник
протоискусства...................................................124
Заключение...........................................................131
Список принятых сокращений...........................................136
Список источников и литературы.......................................137
Список иллюстраций...................................................165
Иллюстрации..........................................................175
Приложения...........................................................232
Введение
Актуальность темы исследования. Одной из важных задач искусствоведения является исследование становления и начала развития изобразительного искусства. Актуальность избранной области исследования не ограничивается рамками истории искусства, а имеет прямую связь с областью теории искусства, проблемами самоопределения искусства в контексте современной культуры. Изучение петроглифов и пиктографии соединяет в себе возможность проникновения в пространство духовных достижений этносов, существовавших в далекой древности, с широкими возможностями исследования наскальных изображений, как универсального объекта, закрепившего в художественной форме базовые первоосновы человеческой культуры. Проведение научных исследований наскальных изображений является убедительной составляющей в формировании актуального для современности, ценностного пьедестала наскальных изображений, как культурного памятника мирового по значимости масштаба. Ценность того или иного памятника культуры повышается прямо пропорционально знаниям о нем. Одним из условий продвижения решения проблемы создания культурного поля для диалога (данной категории памятников) с современником является повышение информированности общества об их культурной полифоничности, уникальности наскальных изображений, их художественной и исторической ценности. Тем более, в настоящий момент сохранение и популяризация артефактов, представляющих национальное наследие мирового значения Алтая, является одной из задач культурной политики современной России. Наше теоретическое исследование по формированию художественного образа в последовательном становлении изобразительной деятельности и практическая работа по созданию коллекции наскального искусства Алтая направлены на подтверждение и раскрытие уникального изобразительного потенциала региона.
23
Для подавляющего большинства исследователей искусства XIX века отправной точкой для истинного искусства, на котором базировались все основы эстетических концепций, являлось античное искусство.
Происхождение изобразительного искусства является отдельной проблемой в рамках общей проблемы происхождения искусства [225; 239; 246; 248]. В процессе освоения новых видов материала и его технической обработки человек создавал новые виды искусства, что всегда и было. Новые технологии определяют новые возможности выражения отношения к миру. При этом в какой-то степени повторяется ситуация зарождения искусства в повой форме, тогда как содержание всегда выражается в восхищении или удивлении отображаемого объекта реальной или ирреальной сути (Рис. 37). Отличия от первоначального процесса связаны с биологическим, а так же историческим развитием человечества. Осваивая очередной новый материал, человек ориентируется на опыт, навыки и устоявшиеся каноны предшествующих эпох, поколений, течений, стилей.
В любом виде искусства осуществляется синтез изобразительности, декоративности и символизма. Сочетание этих составляющих является основополагающим основанием произведения как в каждом виде искусства, так и в каждом стиле, конкретном произведении и художественном образе. Соответственно разные материалы и стили с большей полнотой воплощают то или иное начало.
Удивляющие нынешнего человека наскальные изображения являются наиболее истинным воплощением изобразительного начала. В его возникновении удивительным образом сформированы потребность человечества в познании и творчестве, способность к подражанию и формообразованию (моделированию) объектов окружающей действительности и ирреальной сущности (концепция натуральной модели Д. Столяра) [104, с. 104].
Многие зарубежные исследователи, основываясь на самой первой магической теории возникновения искусства, полагали, что наскальные
24
изображения и другие формы первобытного искусства создавались их авторами для магических действий. Наскальные изображения и скульптуру применяли в обиходе магического обряда для обеспечения успешной охоты на одного животного или на стадо, а также для их размножения, что могло гарантировать отличную охоту в последующие времена. Так исследователи пришли к частично ошибочному выводу, что искусство появляется благодаря магии и ранним сакральным формам. Этого мнения придерживался знаменитый европейский исследователь первобытного искусства Герберт Кюн. Он полагал, что наскальные изображения были всегда взаимосвязаны с сакральным культом, не только в ледниковую эпоху, но и позднее, в мезолитическую, в эпоху неолита, бронзы, и, наконец, на протяжении всех средних веков, вплоть до настоящего времени. По мнению Г. Кюна искусство, так же, как и религия, по сути, путь человека к раскрытию вечной тайны божества и есть один из способов приблизиться к богу [142].
В теории Кюна прослеживается важный момент, как и во всей теории магического происхождения искусства. Большинство наскальных изображений и скульптур, найденных в пещерах, гротах и на скальном ландшафте, использовались и создавались в магических целях.
Естественно, что наскальное изображение по своим функциям было далеко не только искусством: «оно имело религиозно-магическое значение, ориентировало человека в природе, обращая его к животному миру как к главнейшему источнику его существования, позволяло ему познавать картину ночного неба, знакомило его с календарем и учило считать» [170; 212, с. 21].
Никак нельзя считать, что практически все наскальные изображения связано с сакральностыо и магией. Многие известные первобытные произведения (статуэтки, гравюры) выполнены на предметах быта и орудиях труда. Вещи, применяемые в быту и боевые орудия, украшались орнаментом. Декоративное начало в изобразительном искусстве проявляется в нарастающей правильности расположения объектов на изобразительном