ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Вступление....................................................З
Историография.................................................22
И. Основная часть
Глава 1. Московская школа гравюры на дереве
XVII - начала XVIII века..............................57
Глава 2. Гравюра на металле во второй половине XVII века...126
Глава 3. Гравюра на металле в Москве в 1680-х - 1700 годах...202
Глава 4. Московская Гражданская типография и московская
гравюра в первой трети XVIII века....................273
III. Заключение................................................344
Приложение: Техника плоской печати в русском
искусстве XVII века...............................366
Список использованной литературы...............................394
ВСТУПЛЕНИЕ
Настоящее исследование посвящено изучению московской школы гравюры XVII - начала XVIII века и её влиянию на сложение стиля русской народной картинки.
“Народная гравюра - своеобразная и яркая страница в истории искусства каждой страны. В ней раскрывается творческий гений народа, его душа, темперамент, мировидение и мировоззрение; находят отражение быт, нравы, традиции и культура, своими истоками уходящая в глубину веков”.1 Русская народная картинка, или лубок, как её часто называют, - явление сложное и многоликое - одна из ярких страниц в истории русского изобразительного искусства. Она постоянно находится в поле зрения специалистов различных областей знания: фольклористов, искусствоведов, литературоведов, этнографов, культурологов и так далее. Её часто привлекают в качестве дополнительного материала или в виде иллюстративного материала в исследованиях, посвящённых русской культуре и этнографии. Но до сих пор нет определения, что же такое русская народная картинка, нет чётких критериев, по которым то или иное произведение относят к числу народных картинок, не определены временные рамки явления.
Начало изучения русских народных картинок относится к 20-м годам XIX века. Основоположниками здесь были такие светила как Снегирёв, Ровинский и Стасов. Количество публикаций на эту тему огромно. Но число вопросов, которые стоят перед исследователями, все ещё чрезвычайно велико. До сих пор нет согласия среди ученых ни о време-
1 Свенцицкая В.И. Украинская народная гравюра Х\Л1-Х1Х веков. - В кн. ‘Народная гравюра и фольклор в России ХУ11-Х1Х 8.8. (К 150-летию со дня роэдения Д.А.Ровинского). М.. 1976. с.57.
39
странства и освоение классического художественного наследства”. Историческая роль книги XVII века с гравюрами на меди заключалась в том, что она явилась связующим звеном между старой русской культурой и новым её этапом.51 По мнению Сидорова, листы, связанные с изданиями С.Полоцкого, композициями С.Ушакова и гравюрами А.Трухменского всецело остаются книжными (подчеркнуто А.А.Сидоровым).52
Подводя итог тому, что писали о народной картинке в XIX столетии, А.А.Сидоров в 1960 году напишет: “Ровинский, а за ним и Стасов, наряду с собственно лубочными повествовательного содержания, относили без достаточных оснований к этой области все гравюры, которые им казались недостаточно качественными: портреты, изображения иконного характера, виды местностей. Мы не видим причин для того, чтобы считать “лубочными” эстампы А.Трухменского, или же те “подносные листы”, которые исполняли братья Зубовы в Москве на закате своей деятельности. Ещё меньше основания причислять к лубкам гравюры книжного происхождения, вырванные из томов, для которых они были предназначены. Не вполне подходят под понятие “лубочных листов” “Синодики” или серийные гравюры, как, например, знаменитая “Комедия о блудном сыне”... Состав русского лубка подвергнется также сильному сокращению, если исключить из него листы украинские, киевские и черниговские, в основном церковного содержания”.53 Но на той же странице Сидоров говорит, что “в течение всего XVII века в со-
5' Сидоров, с.252.
52 Там же, с.258.
53 Сидоров А.А. Гравюра и рисунок первой половины XVIII века. • В кн. “История русского искусства", т.У. М., 1960, с.410
40
ставе “народных картинок преобладали листы иконного характера, привозимые в Москву с Украины и “потешные листы” также привозные, иноземного происхождения”. Таким образом, начало русской народной картинки он относит к XVII веку, включая в их число не только украинские гравюры (вслед за Рови неким), но и иностранные гравюры привезенные в Москву из Европы.
В 1958 году в Государственной библиотеке им. В .И. Ленина
С.А.Клепиковым была организована, первая (за несколько десятилетий) обзорная выставка русских народных картинок.54 Историю русской народной картинки Клепиков начинал, как и специалисты XIX века, с киевских гравюр первой четверти XVII столетия. Начало народных картинок, гравированных на металле, Клепиков относит к концу XVIII века. Во вступительной статье к каталогу основное внимание уделено сюжетам картинок, их связи с литературой, сатирическому направлению в русских народных картинках. Автор отмечал также большую декоративность лубка и его важную роль в интерьере.
Чрезвычайно важными для изучения русской народной картинки являются наблюдения Д.М.Молдавского. Он пишет, что одной из отличительных и важных особенностей лубка является смелость в выборе приемов рисунка. “Народных мастеров никогда не останавливали ни гротеск, ни откровенная деформация изображаемого. То, в чем еще И.Снегирев видел “неправильный до уродливости рисунок”, поражаясь “высокому и величественному, перешедшему в преувеличенное и чудовищное”, было специфическим проявлением черт народной эстетики. Народный рисунок, лубочная картинка не знают преувеличений ради
м Клепиков С.А. Русский народный лубок Х\/11*Х1Х веков. Каталог выставки М.. 1958.
- Київ+380960830922