2
ОГЛАВЛЕНИЕ Графические портреты Юрия Анненкова
ВВЕДЕНИЕ 3
Обоснование темы, задач и методов исследования.
Обзор литературы о творчестве Ю.Анненкова.
ГЛАВА 1. 31
Графический портрет Ю.Анненкова и этапы его творческого развития.
ГЛАВА 2. 48
Стилистические и технические особенности графических портретов Ю.Анненкова.
ГЛАВА 3. 7 8
Графические портреты Ю.Анненкова: персоналии и их интерпретация.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 313
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Каталог 1рафических портретов Ю.Анненкова Перечень выставок с участием Ю.Анненкова Иллюстрации
ВВЕДЕНИЕ
ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ, ЗАДАЧ, МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Многочисленные социальные катаклизмы, сотрясавшие Европу, и в особенности Россию в течение XX в., в сильной степени повлияли на различные стороны художественной жизни. В частности, они привели к вынужденным миграциям людей искусства, что, помимо трудностей, связанных с их адаптацией в новой среде, заметно отразилось на изучении и оценке их творчества. В России биографии многих известных художников оказались разделенными на несколько частей: дореволюционную, раннесоветскую и - для тех, кто эмигрировал - зарубежную. В СССР до конца 1980-х гг. изучение творчества и биографий большинства художников-эмигрантов было сопряжено со многими трудностями, но и в странах проживания оценка и изученность их творчества зачастую была неадекватна реальной значимости наследия.
Бурное возвращение в жизнь послеперестроечной России части ее культурного наследия проходило довольно стихийно. Тем не менее, общая картина развития пластических искусств (если говорить только об этом) XX в. настолько преобразилась, что искусствоведение, как отечественное, так и зарубежное, оказалось перед лицом необходимости систематического изучения целых пластов культуры и выработки нового взгляда на них. Эти масштабные задачи включают и монографическое изучение творчества наиболее значительных художников, чье наследие оказалось вне поля внимания исследователей.
Изучение творчества Ю.Анненкова тем более актуально, что он был активным и весьма заметным участником
33
Начало профессиональной деятельности: 1913-1917.
По возвращении в Петербург в 1913 г. Анненкову сразу представилась возможность стать художником журнала "Сатирикон". Старая редакция одного из самых популярных журналов как раз распалась в результате конфликта сотрудников с его владельцем и издателем М.Корнфсльдом. Группа, возглавляемая А.Аверченко, отделилась и уитла, организовав свой журнал "Новый Сатирикон". Старое название оставалось собственностью издателя, и он спешно набрал новых сотрудников. Среди них был и Анненков, который пришелся очень ко двору. Его талант карикатуриста видимо был врожденным. Стиль карикатур Анненкова не отличался какой-то особой индивидуальностью - он был в русле стиля, принятого в "Сатириконе". По-видимому, он не претерпел заметной эволюции и в последующем, так как в парижском издании "Сатирикона" 1931 г. выглядит так же, как в 1913 г.
Под конец 1913 г. Анненков был приглашен для работы художником в театр "Кривое зеркало", и это место определило всю дальнейшую траекторию его жизни: театральное творчество в дальнейшем всегда занимало огромное место в его жизни и карьере. В рассматриваемый период, с 1913 г. до Октябрьской революции, Анненков создал множество костюмов и декораций для постановок "Кривого зеркала", для московской "Летучей мыши", в 1914 г. начал работать в московском театре им.
В.Комиссаржевской. Он также оформил ряд постановок в летнем театре в Куоккале.
Репрезентативных портретов в это время Анненков почти не создаст. Все известные портреты этого периода, превратившиеся позже в репрезентативные, в сущности -рисунки-наброски с натуры или по памяти (Л.Апдреев,
Э.Верхарн, Г.Распутин, В.Хлебников, К.Малевич). К этому же периоду относится группа рисунков отчасти бытового характера (наброски с натуры), отчасти шаржей, предназначенных не для печати, а для круга друзей - это рисунки из "Чукоккалы". Среди них есть шаржи, ставшие очень известными - Чуковского и Евреинова. Иногда модель изображена в весьма необычных ракурсах или деталях (нога и рука Чуковского, сидящего в поезде; Евреинов, дирижирующий оркестром - видны только длинные руки и волосы). Естественно, что близких знакомых Анненков рисовал по много раз. К таким постоянным моделям относятся Н.Евреинов, К.Чуковский, А.Лурье, В.Хлебников, несколько позже - Елена Анненкова.
В целом, наряду с театральными работами и несколькими значительными циклами иллюстраций (к книгам Н.Евреинова, к повести Ю.Юркуна "Дурная компания", рисунки для сборника "Елка"), в этот период Анненков создает несколько крупных работ маслом - например, известное полотно "Жёлтый траур" (1914), декоративные панно и рисунки2, выполненные в различных техниках.
Основной формой графического портрета, занимавшей значительное место в творчестве Ю.Анненкова рассматриваемого периода, была карикатура и дружеский шарж. В начале 1917 г. происходит "энергетический взрыв" в творчестве Анненкова: он создает и затем выставляет на "Выставке этюдов" целый ряд графических портретов (портреты А.Авдиевой-Платт, А.Крживицкого, Н.Кульбина, А. Лурье,
Е.Анненковой, автопортрет) и ставший знаменитым портрет
2 Некоторые из них могут считаться портретами, но модели их остаются неизвестными и в большинстве своем наверняка это обобщенные образы -"Танцовщица с кошкой", "Негритянка с бабочкой" и т.д.)
- Киев+380960830922