Вы здесь

Василий Федорович Тимм и русская журнальная графика второй половины XIX века

Автор: 
Алексеева Анастасия Никандровна
Тип работы: 
диссертация кандидата искусствоведения
Год: 
2001
Количество страниц: 
260
Артикул:
172476
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Обзор литературы......................................................................6
ГЛАВА 1 25
1.1. В.Ф.ТИММ. Годы ОБУЧЕНИЯ В АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ.
Первые работы в жанре сатирической графики в изданиях 1840-х годов...................25
1.2. Взаимосвязь демократических тенденций в литературе с реалистической иллюстрацией и ЖУРНАЛЬНОЙ графикой.
Иллюстрации В.Ф.Тимма для литературных произведений «натуральной школы»..............33
ГЛАВА 2 50
2.1. Работа в мастерской О. Верне в Париже и Алжире в 1846 - 1848 годы. Поездка на Кавказ в ДЕЙСТВУЮЩУЮ АРМИЮ В 1849 - 1850 ГОДЫ.
Решение о создании собственного иллюстрированного журнала............................50
2.2. Развитие литографского дела в России в первой половине XIX века. Жанры литографии и еЕ голь в демократизации и распространении изобразительного искусства......................54
ГЛАВА 3 62
«Русский художественный Листок» В.Ф.Тимма 1851 - 1862 годов и его живописные работы этого
ПЕРИОДА..............................................................................62
3.1. Раздел «портретов» в «русском художественном листке»............................65
3.2. Раздел «замечательных событий» в «Русском Художественном Листке»................72
3.3. Раздел «видов» в «русском Художественном листке»................................82
3.4. Раздел «характеристических сцен» в «русском Художественном листке».............922
3.5. Раздел «художественных произведений и замечательных предметов» в «русском Художественном листке»............................................................107
3.6. Раздел «типов и костюмов» в «Русском художественном листке»....................117
3.7. Крымская кампания Восточной войны 1853 - 1856 годов в отражении «русского Художесгвенного листка»...........................................................121
ГЛАВА 4 148
последние годы жизни Василия Федоровича Тимма.......................................148
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 151
ПРИМЕЧАНИЯ 157
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 180
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 185
ПРИЛОЖЕНИЯ 192
Приложение № 1. Основные даты жизни и творчества в. ф. Тимма........................192
Приложение № 2. литература, иллюстрированная В.ф. Тиммом............................195
Приложение № 3. Оглавление "Русского Художественного Листка” за 1851 - 1862 годы....206
Оглавление "Русского Художественного Листка" за 1851 год............................206
Оглавление "Русского художественного листка" за 1852 год............................211
Оглавление "Русского художественного Листка" за 1853 год............................216
Оглавление "РусскогоХудожестпенногоЛистка" за 1854 год..............................221
Оглавление "Русского Художественного Листка" за 1855 год............................225
Оглавление "Русского Художественного Листка" за 1856 год............................229
Оглавление "Русского Художественного листка" за 1857 год............................234
Оглавление "Русского Художественного Листка" за 1858 год............................238
Оглавление "Русского Художественного Листка" за 1859 год............................243
Оглавление "Русского художественного Листка" за 1860 год............................248
Оглавление "Русского Художественного Листка" за 1861 год............................253
Оглавление "РусскогоХудожественноголистка" за 1862 год..............................257
3
Введение.
В 40-е годы XIX века происходит явное усиление демократических тенденций в области изобразительных искусств и литературы. В это время появляется целый ряд молодых художников, работавших преимущественно в графике, чье творчество носило во многом новаторский характер, стремясь к отражению обыденной жизни и тяготея к жанру. «Произведения В.Ф.Тимма и Е.И.Ковригина, А.А.Агина и Е.Е.Бернардского, молодого Т.Г. Шевченко и Г.Г.Гагарина, различные по творческой манере и таланту, по глубине и последовательности в постановке тех или иных жизненных вопросов, объединялись стремлением художников дать непосредственные зарисовки повседневной действительности, расширить содержание искусства, ввести в него правдивое изображение "низших" слоев общества,» - писал исследователь русского искусства Г.Ю. Стернин в очерке, посвящённом творчеству Р.К. Жуковского.1
Василий Фёдорович (Георг Вильгельм) Тимм (1820 - 1895) - один из художников-графиков середины XIX века, посвятивший своё творчество книжной и журнальной иллюстрации. Его способности блестящего рисовальщика-жанриста, ярко проявившиеся при издании им иллюстрированного журнала «Русский Художественный Листок» (1851 - 1862 гг.) выдзинули его имя в
ряд наиболее прогрессивных для своего времени мастеров русской книжной графики, способствовавших проникновению демократических идей в изобразительное искусство.
Творческие установки и вкусы В.Ф.Тимма формировались в Императорской Академии художеств в русле русского академического искусства 40-х годов XIX века. Однако, обращение
1 Стернин Г.Ю. Рудольф Казимирович Жуковский. 1814 - 1886. Москва, Искусство, 1954, стр. 3.
зо
Дез аграф из малахита,
А над ними диадима
Башмаки - кулер сафран, Э де букльз a'l' enfant
С мозаикою из Рима,
И вуаль ан петинет
А в руке большой букет...»
- он откликается изображением нелепой дородной барыни, затянутой в немыслимое платье, обшитое «черной блондой», на полной шее у нее красуются жемчуга и кораллы, на груди -«дез аграф из малахита», а голова кроме буклей и мозаичной диадемы увенчана вуалью «ан петинет».(илл.№7)
Молодому художнику удается создать фигуру поистине гоголевского типа - живую и искреннюю, вызывающую смех у наблюдателя со стороны, не замечающего, подчас, своего близкого родства с ней.
«Сенсации» нашли более чем горячий прием современников, они раскупались нарасхват: все большие литературные
журналы -«Москвитянин», «Современник», «Северная Пчела», «Литературная Газета» поместили хвалебные отзывы о его рисунках.1 В «Отечественных Записках» В.Г.Белинский в высшей степени благожелательно оценил эту работу. Весьма немногие художники могли и могут похвастаться таким значительным успехом, с каким Тимм выступил впервые на художественном поприще .
Во внешнем облике книги и в расположении иллюстраций чувствуется заметное влияние французских изданий. Молодой художник еще довольно робко строит многофигурные композиции и сцены со сложным дейстзием, но эти недостатки искупаются искренностью, изобретательностью, легкостью и полным отсутствием налета жеманства или фривольности, что свидетельст-
1 «Москвитянин» 1841, ч.З, №6, стр. 469; 1844, ч.3,№5, стр. 13; «Северная Пчела» 1841, №81; 1844,.№3.; «Литературная Газета» 1844, №3, стр. 56, и № 19, стр. 330; «Современник» 1841, т.22, стр. 18; 1844, т.ЗЗ, стр. 339.
31
вует о художественном вкусе и автора. Смех Тимма в эти первые годы самостоятельной работы не отличался глубиной критического анализа. Это не стало для него характерно и в дальнейшем. Он не испытывал тяги к сатире, которую, кстати сказать, резко ограничивала в эти годы суровость цензуры. Можно предположить, что и сам Тимм по складу ума и характера, по удачно сложившейся жизни также не был склонен к беспощадной философии разящего смеха, и в дальнейших сатирических работах любимыми типами художника становятся флиртующие франты и франтихи, с чуть преувеличенной картинностью жестов, обманутые легкомысленные мужья, переносящие неприятности с веселой беззаботностью, попавшиеся волокиты, смешные балетоманы, сплетни-«коммеражи» светских кумушек. Причем простое изображение натуры у Тимма настолько часто и тесно переплетается с насмешливой иронией, что часто бывает сложно отделить одно от другого, и карикатура перетекает в иллюстрацию легко и без напряжения. В подавляющем большинстве серий карикатур этих лет, посвящённых жизни и быту дворянского сословия, Тимм берёт за образец журнальные рисунки иззестного французского графика Гилльема-Сюльписа Шевалье Гаварни, и, слегка изменив их парижский антураж, переносит действие на петербургскую почву.
Это хорошо видно в изображениях завзятого театрала и балетомана, фигурирующего в сатирических куплетах В.Зотова «Петербургский театрал», 1843. Театрал, бредящий сценой, живёт полной жизнью лишь в театре, вечером, когда он, опоздав к увертюре, является в ложу с огромным лорнетом и галстуком, завязанным устрашающим узлом. В этих картинках столь явно проявляются следы заимствования у французских мастеров, что трудно говорить о достижениях самого Тимма. В